Версия для слабовидящих
Рус Бел Eng De Cn Es
Долгорукова Алла Ивановна
ФИО

Долгорукова Алла Ивановна

Ссылка на страницу в системе Google Academy: https://scholar.google.com/citations?user=-rj6mlEAAAAJ&hl=ru&oi=ao

Ученая степень
кандидат филологических наук
Звание
доцент
Должность
доцент
Высшее образование
 
год окончания
1976
вуз
МГПИИЯ
факультет
английского языка
специальность
французский и английский языки
Аспирантура
 
дата поступления
1978
дата окончания
1981
название учреждения
МГПИИЯ
название диссертации
«Просодия английского общего вопроса в условиях интерференции»
шифр и название специальности
10.02.04 «германские языки»
 
 
Карьера и дальнейшее образование
1998 – по настоящее время
работает на кафедре английского языка гуманитарных факультетов БГУ (юридический факультет)
1976 – 1998
работала на кафедре английского языка естественных факультетов БГУ (ФПМ, механико-математический, физический факультеты)
1988
присвоено звание доцента по совокупности работ лингвистического и методического характера
1987
стажировалась в университете г. Лидс, Великобритания на курсах для преподавателей английского языка в высшей школе (English as a second language), получен соответствующий сертификат
1986
защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель – доктор филол. наук, А.А. Метлюк), присвоена ученая степень кандидата филологических наук
 
 
Повышение квалификации
2016
«Профессионально ориентированное обучение иностранному языку (английский язык)» (МГЛУ)
2012
«Интенсивный метод обучения иностранным языкам в контексте компетентностного подхода» (МГЛУ)
2008
стажировка при Центре иностранных языков БГУ
2003
стажировка при кафедре германо-романского языкознания Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка
 
 
Дополнительные должностные обязанности
1999 – по настоящее время
председатель учебно-методической комиссии кафедры
 
 
Достижения
 
30.10.2018
Присвоено почетное звание "Заслуженный работник БГУ"
 
 
Сфера профессиональных интересов
 
- профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе;
- методика преподавания ИЯ.
 
 
Публикации (общее количество):
более 100

Статьи и материалы конференций

 

  1. Использование метода смешанного обучения в преподавании иностранного языка в вузе / А. И. Долгорукова, Н. Ю. Рябова // Актуальные вопросы профессионального образования : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 11 апр. 2019 г. / редкол. : С. Н. Анкуда [и др.]. – Минск : БГУИР, 2019. – С. 85-86.
  2. Профессиональная направленность в условиях смешанного обучения иностранному языку / А.И. Долгорукова, Н.Ю. Рябова // Актуальные вопросы профессионального образования : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 11 апр. 2019 г. / редкол. : С. Н. Анкуда [и др.]. – Минск : БГУИР, 2019. – С. 87-88.
  3. Особенности написания memo как компонента LCCI QUALIFICATION EXAM / Н. Ю. Рябова, А. И. Долгорукова // Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 15 февр. 2019 г. / ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». – Донецк, 2019
  4. Письменная речь в рамках международного экзамена IELTS / А. И. Долгорукова, Н. Ю. Рябова // Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 15 февр. 2019 г. / ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». – Донецк, 2019.
  5. Перевод как средство профессиональной коммуникации / А. И. Долгорукова // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 02 марта 2018 г. / Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина; редкол. : Е. Г. Сальникова [и др.]. – Брест : Альтернатива, 2018. – С. 61-63.
  6. Деловое письмо как этап подготовки к международному экзамену “Business English” / А. И. Долгорукова //  Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 3 февр. 2018 г. / ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». – Донецк, 2018. - С. 228-230.
  7. Обучение иноязычной профессионально ориентированной письменной речи и критерии ее сформированности у будущих специалистов / А. И. Долгорукова // Актуальные вопросы профессионального образования : материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18 мая 2017г. / БГУИР; редкол.: С. Н. Анкуда [и др.]. – Мн. : БГУИР, 2017. - C. 85-87. [Электронный ресурс]
  8. Формирование профессиональных языковых компетенций выпускника вуза // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы : материалы Респ. науч.-практ. конф., 10 февр. 2017 г. / БрГУ им. А.С. Пушкина. – Брест, 2017.
  9. Использование информационных образовательных технологий в обучении иностранному языку // Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 31 янв. 2017 г. / ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». – Донецк, 2017.
  10. Формирование профессиональной иноязычной компетенции с помощью проектной методики // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы : материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 2 февраля 2016 г. / редкол. : Н.А. Тарасевич [и др.].; БрГУ им. А. С. Пушкина. - Брест : Альтернатива, 2016. – С. 44-46.
  11. Билингвизм и особенности его проявления // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, БрГУ им. А. С. Пушкина, 30.01.2015г. - Брест: Альтернатива, 2015. - С.79-81.
  12. Формы организации СРС по предмету "иностранный язык" в магистратуре / О. И. Васючкова, А. И. Долгорукова // Руководство и управление изменениями в сфере высшего образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22.05.2015. - Мн.: БГЭУ, 2015.
  13. Интеграция проектной методики в процессе обучения иноязычному профессиональному общению студентов неязыковых специальностей / А. И. Долгорукова, Н. В. Лихачева, И. Н. Шпаковская // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минский государственный высший радиотехнический колледж, 14-15.05.2015г. - Мн.: МГВРК, 2015. - С.117-118.
  14. Билингвизм и особенности его проявления // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, БрГУ им. А. С. Пушкина, 30.01.2015г. - Брест: Альтернатива, 2015. - С.79-81.
  15. Дебаты: путь к совершенствованию навыков профессиональной устной речи будущих юристов / А. И. Долгорукова, Н. В. Лихачева // Соизучение языка и культуры в систем е современного языкового образования: подходы, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17-18.12.2014г. - Мн.: МГЛУ, 2015. - C. 203-206.
  16. Компьютерные технологии обучения – важный компонент инновационной модели образования // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVIII Респ. науч.-практ. конф., Брест, 28 февраля 2014г. – Брест: БрГУ, 2014. – Ч. 2. – С. 38-40.
  17. К вопросу о социокультурной компетенции // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Мн.: МГВРК, 2013. – С. 78-79.
  18. Контроль знаний студентов как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVII республ. науч.-практ. конф., Брест, 21–22 февраля 2013г. – Брест: БрГУ, 2013. – С. 157-159.
  19. Из опыта создания иноязычной образовательной среды в неязыковых вузах на второй ступени высшего образования / О.И. Васючкова, А.И. Долгорукова // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск 19–20 декабря 2012г. – Мн.: МГЛУ, 2013.– Ч. 2. – С. 21-25.
  20. Из опыта создания учебного пособия по английскому языку для аспирантов / О.И. Васючкова, А.И. Долгорукова // Коммуникативные технологии в системе современных экономических отношений: материалы IV науч.-практ. конф., Минск. 2–3 февраля 2012г. – Мн.: БГЭУ, 2012. – С. 10-12.
  21. Формирование навыков межкультурной коммуникации при обучении иностранным языкам специалиста / Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVI республ. науч.-практ. конф., Брест, 24 февраля 2012г. – Брест: БрГУ, 2012. – С. 41-43.
  22. EAR на этапе обучения в аспирантуре неязыкового вуза / О.И. Васючкова, А.И. Долгорукова // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 28 октября 2011г. – Мн.: ИЦ БГУ (ФМО), 2011. – С. 133-134.
  23. Выбор приоритетных направлений при планировании научно-методической работы на кафедрах высших учебных заведений / А.И. Долгорукова, И.И. Леонович // Совершенствование научно-методической работы кафедр высших учебных заведений: материалы республ. науч.-методич. конф. – Мн.: БНТУ, 2011. – С. 53-57.
  24. Научно-методическая работа – основа организации и информационного обеспечения учебного процесса / А.И. Долгорукова, И.И. Леонович // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19–20 мая 2011г. – Мн.: МГВРК, 2011. – С. 101-103.
  25. Особенности подготовки студентов к инженерно-педагогической деятельности / А.И. Долгорукова, С.И. Иванова // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19– 20 мая 2011г. – Мн.: МГВРК, 2011. – С. 31-32.
  26. Комментарий к новой типовой учебной программе по предмету «Иностранный язык» для высших учебных заведений // Теория и практика преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Вып. 2 / под общ. ред. Л. В. Хведчени. – Мн.: БГУ, 2010. – С. 25-29.
  27. Современные образовательные технологии в обучении иностранному языку // Современная радиоэлектроника: научные исследования и подготовка кадров: материалы юбилейной междисципл. науч.-практ. конф., посвященной 50-летию МГВРК. – Мн.: МГВРК, 2010. – С. 55.
  28. Роль мультимедийных средств обучения иностранным языкам // Женщина. Общество. Образование: материалы международной междисциплинарной науч.-практ. конф. – Мн.: Энвила, 2010. – С. 460-462.
  29. Возможности использования информационных технологий в преподавании иностранного языка юристам // Преподавание иностранных языков в вузах нефилологического профиля: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27–28 ноября 2009г. – Мн.: ИЦ БГУ, 2009. – С. 170-172.
  30. Аудирование как компонент процесса обучения иностранному языку юристов // Управление в социальных и экономических системах: материалы XVIII Международной науч.-практ. конф., Минск, 30–31 мая 2009г. – Мн.: МИУ, 2009. – С. 244-245.
  31. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку юристов // Актуальные проблемы социально-правовых, правовых и гуманитарных наук: теория и практика: материалы Междунар. науч.-прак. конф. ППС, аспирантов и студентов, Минск, 15 мая 2009г. – Мн.: БИП, 2009. – С. 293-294.
  32. Роль инновационных технологий при подготовке высококвалифицированных специалистов // Экономический рост РБ: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20 мая 2008г. – Мн.: БГЭУ. 2008. – С. 87-88.
  33. Активизация использования инновационных технологий в процессе подготовки инженеров // Современная радиоэлектроника: научные исследования и подготовка кадров: материалы Междунар. науч.-прак. конф., Минск, 23-24.04.2008г. – Мн.: МГРК, 2008. – С. 60-61.

Учебники и учебные пособия

  1. Reader in Political Science = Хрестоматия на английском языке для студентов-политологов [Электронный ресурс] : учеб-метод. пособие / сост.: А. И. Долгорукова, И. Н. Шпаковская ; под общ. ред. А. И. Долгоруковой. – Минск : БГУ, 2019. (гриф УМО)
  2. Английский язык для аспирантов, магистрантов = English for Post-Graduates : учеб.-метод. пособие / О.И. Васючкова [и др.] ; под общ. ред. О.И. Васючковой. – Минск : БГУ, 2018. – 187 с. (гриф УМО)
  3. Дебаты на правовые темы = Legal Debating [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / сост. : З. В. Полиенко [и др.] ; под общ. ред. О. И. Васючковой. - Минск : БГУ, 2016. - 1 эл. оптич. диск. (гриф УМО)
  4. Обучение иноязычной речевой деятельности: метод. рекомендации для преподавателей иностранных языков / сост.: Л. В. Хведченя [и др.]; под общ. ред. Л. В. Хведчени. Минск : БГУ, 2014. - 147 с.
    Резюме: методические рекомендации для преподавателей иностранных языков по организации обучения одному из видов речевой деятельности - письму.
  5. Английский язык для аспирантов, магистрантов = English for Post-Graduates : учеб.-метод. пособие / О.И.Васючкова [и др.]; под общ. ред. О.И.Васючковой. Минск: БГУ, 2012. – 187 с. (гриф УМО)
    В соавторстве: личный вклад – разработка грамматического материала.
    Резюме:
    Пособие представляет собой курс английского языка по подготовке аспирантов/соискателей к сдаче экзамена по программе кандидатского минимума. Включает информационный, текстовой, лексический материал по темам, связанным с научной работой аспирантов, рекомендации по употреблению общенаучной лексики, а также задания по особенностям перевода грамматических явлений, характерных для научного текста. Содержит приложения справочного характера.
    Предназначено для аспирантов, магистрантов, соискателей, а также для широкого круга лиц, занимающихся научной деятельностью.
  6. Английский для студентов-юристов : = English for Law Students : учеб.-метод. пособие / О.И.Васючкова [и др.]; под общ. ред. О.И.Васючковой; под науч. ред. Л.В.Хведчени. – Минск : БГУ, 2011. – 295 с. (гриф УМО)
    Резюме: В пособии содержится учебный материал для студентов-правоведов по темам: история государства и права, конституционное право, уголовное право, деятельность правоохранительных органов, судов, уголовный и гражданский процесс, пенитенциарная система. Каждый раздел состоит из аутентичных (американских и британских) монологических и диалогических текстов с заданиями для разных видов чтения и аудирования, грамматического блока.Цель пособия - обучить студентов чтению, реферированию, понимаю на слух текстов по специальности и ведению дискуссии на профессионально значимые темы.
  7. Английский язык для студентов-юристов/Итоговые тесты. Минск, БГУ, 2010. – 96 с.
    В соавторстве: личный вклад – материалы по оценке знаний студентов по английскому языку.
    Резюме: учебное пособие содержит тесты по оценке навыков, приобретенных в течение первого года обучения английскому языку студентов-правоведов. Содержатся тесты по четырем видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, письму.
  8. Английский для студентов-правоведов/Методическое пособие для преподавателей. Минск, БГУ, 2009. – 142 с.
    В соавторстве, личный вклад – подготовка комментариев по обучению диалогической речи.
    Резюме: Книга для учителя содержит руководства по использованию материала учебного пособия для юристов (базовый курс), ключи к упражнениям, транскрипты заданий по аудированию. К каждому учебному разделу предлагается комментарии по принятому в пособии подходу к обучению чтению, говорению, аудированию, письму, грамматике.
  9. Английский для студентов-правоведов. = English for Law Students: учеб.-метод. пособие / О.И.Васючкова [и др.]; под общ. ред. канд. филол. наук О.И.Васючковой. – Минск : БГУ, 2008. – 343 с.
    В соавторстве, личный вклад – раздел диалогов с разработанными к ним упражнениями.
    Резюме: профессионально-ориентированное учебно-методическое пособие для студентов-юристов (базовый курс). Содержит материалы по следующей тематике: юридическая профессия, сущность права, конституционное право Великобритании и США, уголовное право, полиция, судопроизводство, система наказаний. Каждый учебный раздел содержит материал для чтения с пятью взаимосвязанными текстами, предназначенными для различных видов чтения, а также материалы по обучению говорению, грамматике, аудированию.
  10. Краткий англо-русский словарь юридических терминов / Авт.-сост. О.И. Васючкова, А.И. Долгорукова, Т.В. Коваленок и др.; под общ. ред. О.И. Васючковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 120 с.
  11. Обучение иноязычной речевой деятельности: Метод. рекомендации для преподавателей иностранных языков / Авт.-сост. О.И. Васючкова, И.Г.Шалимо, Л.Б.Тихомирова и др.; под общ. ред. Л.В. Хведчени. – Мн.: БГУ, 2004. – 99 с.
  12. Высшее образование в Великобритании и Америке = Higher Education in Britain and America: пособие для студентов гуманит. специальностей / Авт.-сост.: А. И. Долгорукова, Т. В. Качина и др. - Минск, БГУ, 2002. - 100с.
    Резюме: Пособие прдеставляет собой комплекс текстов на тему "Высшее образование в Великобритании и Америке", направленный на развитие навыков чтения, говорения, письма с последующим обсуждением.
  13. Развитие навыков письменной речи. Минск, БГУ, 2001. – 124 с.
    В соавторстве, личный вклад – написание раздела «Деловая переписка».
    Резюме: учебно-методическое пособие направлено на развитие творческих способностей посредством письменной речи. Предназначено для студентов университетов и широкого круга лиц, изучающих английский язык. Пособие состоит из двух разделов. Первый посвящен личной и деловой переписке. Второй раздел включает обучение творческому письму: составление портрета личности, резюме текста, доклада, написание сочинений, эссе и т. д.
 
)
© Белорусский государственный университет
Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел. + 375 17 209 50 44. Факс. + 375 17 226 59 40. Url: .
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.