Рус Бел Eng De Cn Es
Долгорукова Алла Ивановна
 
ФИО
Долгорукова Алла Ивановна
Ученая степень
кандидат филологических наук
Звание
доцент
Должность
доцент
Высшее образование
 
год окончания
1976
вуз
МГПИИЯ
факультет
английского языка
специальность
французский и английский языки
Аспирантура
 
дата поступления
1978
дата окончания
1981
название учреждения
МГПИИЯ
название диссертации
«Просодия английского общего вопроса в условиях интерференции»
шифр и название специальности
10.02.04 «германские языки»
 
 
Карьера и дальнейшее образование
1998 – по настоящее время
работает на кафедре английского языка гуманитарных факультетов БГУ (юридический факультет)
1976 – 1998
работала на кафедре английского языка естественных факультетов БГУ (ФПМ, механико-математический, физический факультеты)
1988
присвоено звание доцента по совокупности работ лингвистического и методического характера
1987
стажировалась в университете г. Лидс, Великобритания на курсах для преподавателей английского языка в высшей школе (English as a second language), получен соответствующий сертификат
1986
защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель – доктор филол. наук, А.А. Метлюк), присвоена ученая степень кандидата филологических наук
 
 
Повышение квалификации
2016
«Профессионально ориентированное обучение иностранному языку (английский язык)» (МГЛУ)
2012
«Интенсивный метод обучения иностранным языкам в контексте компетентностного подхода» (МГЛУ)
2008
стажировка при Центре иностранных языков БГУ
2003
стажировка при кафедре германо-романского языкознания Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка
 
 
Дополнительные должностные обязанности
1999 – по настоящее время
председатель учебно-методической комиссии кафедры
 
 
Достижения
 
30.10.2018
Присвоено почетное звание "Заслуженный работник БГУ"
 
 
Сфера профессиональных интересов
 
- профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе;
- методика преподавания ИЯ.
 
 
Публикации (общее количество):
более 80

 

Основные публикации:

  Статьи и материалы конференций

 

  1. Особенности написания memo как компонента LCCI QUALIFICATION EXAM / Н.Ю. Рябова, А.И. Долгорукова // Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 15 февр. 2019 г. / ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». – Донецк, 2019
  2. Письменная речь в рамках международного экзамена IELTS / А.И. Долгорукова, Н.Ю. Рябова // Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 15 февр. 2019 г. / ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». – Донецк, 2019.
  3. Перевод как средство профессиональной коммуникации / А.И. Долгорукова // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 02 марта 2018 г. / Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина; редкол. : Е. Г. Сальникова [и др.]. – Брест : Альтернатива, 2018. – С. 61-63.
  4. Деловое письмо как этап подготовки к международному экзамену “Business English” / А.И.Долгорукова //  Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 3 февр. 2018 г. / ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». – Донецк, 2018. - С. 228-230.
  5. Обучение иноязычной профессионально ориентированной письменной речи и критерии ее сформированности у будущих специалистов / А. И. Долгорукова // Актуальные вопросы профессионального образования : материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18 мая 2017г. / БГУИР; редкол.: С. Н. Анкуда [и др.]. – Мн. : БГУИР, 2017. - C. 85-87. [Электронный ресурс]
  6. Формирование профессиональных языковых компетенций выпускника вуза // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы : материалы Респ. науч.-практ. конф., 10 февр. 2017 г. / БрГУ им. А.С. Пушкина. – Брест, 2017.
  7. Использование информационных образовательных технологий в обучении иностранному языку // Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 31 янв. 2017 г. / ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». – Донецк, 2017.
  8. Формирование профессиональной иноязычной компетенции с помощью проектной методики // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы : материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 2 февраля 2016 г. / редкол. : Н.А. Тарасевич [и др.].; БрГУ им. А. С. Пушкина. - Брест : Альтернатива, 2016. – С. 44-46.
  9. Билингвизм и особенности его проявления // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, БрГУ им. А. С. Пушкина, 30.01.2015г. - Брест: Альтернатива, 2015. - С.79-81.
  10. Формы организации СРС по предмету "иностранный язык" в магистратуре / О. И. Васючкова, А. И. Долгорукова // Руководство и управление изменениями в сфере высшего образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22.05.2015. - Мн.: БГЭУ, 2015.
  11. Интеграция проектной методики в процессе обучения иноязычному профессиональному общению студентов неязыковых специальностей / А. И. Долгорукова, Н. В. Лихачева, И. Н. Шпаковская // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минский государственный высший радиотехнический колледж, 14-15.05.2015г. - Мн.: МГВРК, 2015. - С.117-118.
  12. Билингвизм и особенности его проявления // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, БрГУ им. А. С. Пушкина, 30.01.2015г. - Брест: Альтернатива, 2015. - С.79-81.
  13. Дебаты: путь к совершенствованию навыков профессиональной устной речи будущих юристов / А. И. Долгорукова, Н. В. Лихачева // Соизучение языка и культуры в систем е современного языкового образования: подходы, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17-18.12.2014г. - Мн.: МГЛУ, 2015. - C. 203-206.
  14. Компьютерные технологии обучения – важный компонент инновационной модели образования // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVIII Респ. науч.-практ. конф., Брест, 28 февраля 2014г. – Брест: БрГУ, 2014. – Ч. 2. – С. 38-40.
  15. К вопросу о социокультурной компетенции // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Мн.: МГВРК, 2013. – С. 78-79.
  16. Контроль знаний студентов как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVII республ. науч.-практ. конф., Брест, 21–22 февраля 2013г. – Брест: БрГУ, 2013. – С. 157-159.
  17. Из опыта создания иноязычной образовательной среды в неязыковых вузах на второй ступени высшего образования / О.И. Васючкова, А.И. Долгорукова // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск 19–20 декабря 2012г. – Мн.: МГЛУ, 2013.– Ч. 2. – С. 21-25.
  18. Из опыта создания учебного пособия по английскому языку для аспирантов / О.И. Васючкова, А.И. Долгорукова // Коммуникативные технологии в системе современных экономических отношений: материалы IV науч.-практ. конф., Минск. 2–3 февраля 2012г. – Мн.: БГЭУ, 2012. – С. 10-12.
  19. Формирование навыков межкультурной коммуникации при обучении иностранным языкам специалиста / Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVI республ. науч.-практ. конф., Брест, 24 февраля 2012г. – Брест: БрГУ, 2012. – С. 41-43.
  20. EAR на этапе обучения в аспирантуре неязыкового вуза / О.И. Васючкова, А.И. Долгорукова // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 28 октября 2011г. – Мн.: ИЦ БГУ (ФМО), 2011. – С. 133-134.
  21. Выбор приоритетных направлений при планировании научно-методической работы на кафедрах высших учебных заведений / А.И. Долгорукова, И.И. Леонович // Совершенствование научно-методической работы кафедр высших учебных заведений: материалы республ. науч.-методич. конф. – Мн.: БНТУ, 2011. – С. 53-57.
  22. Научно-методическая работа – основа организации и информационного обеспечения учебного процесса / А.И. Долгорукова, И.И. Леонович // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19–20 мая 2011г. – Мн.: МГВРК, 2011. – С. 101-103.
  23. Особенности подготовки студентов к инженерно-педагогической деятельности / А.И. Долгорукова, С.И. Иванова // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19– 20 мая 2011г. – Мн.: МГВРК, 2011. – С. 31-32.
  24. Комментарий к новой типовой учебной программе по предмету «Иностранный язык» для высших учебных заведений // Теория и практика преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Вып. 2 / под общ. ред. Л. В. Хведчени. – Мн.: БГУ, 2010. – С. 25-29.
  25. Современные образовательные технологии в обучении иностранному языку // Современная радиоэлектроника: научные исследования и подготовка кадров: материалы юбилейной междисципл. науч.-практ. конф., посвященной 50-летию МГВРК. – Мн.: МГВРК, 2010. – С. 55.
  26. Роль мультимедийных средств обучения иностранным языкам // Женщина. Общество. Образование: материалы международной междисциплинарной науч.-практ. конф. – Мн.: Энвила, 2010. – С. 460-462.
  27. Возможности использования информационных технологий в преподавании иностранного языка юристам // Преподавание иностранных языков в вузах нефилологического профиля: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27–28 ноября 2009г. – Мн.: ИЦ БГУ, 2009. – С. 170-172.
  28. Аудирование как компонент процесса обучения иностранному языку юристов // Управление в социальных и экономических системах: материалы XVIII Международной науч.-практ. конф., Минск, 30–31 мая 2009г. – Мн.: МИУ, 2009. – С. 244-245.
  29. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку юристов // Актуальные проблемы социально-правовых, правовых и гуманитарных наук: теория и практика: материалы Междунар. науч.-прак. конф. ППС, аспирантов и студентов, Минск, 15 мая 2009г. – Мн.: БИП, 2009. – С. 293-294.
  30. Роль инновационных технологий при подготовке высококвалифицированных специалистов // Экономический рост РБ: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20 мая 2008г. – Мн.: БГЭУ. 2008. – С. 87-88.
  31. Активизация использования инновационных технологий в процессе подготовки инженеров // Современная радиоэлектроника: научные исследования и подготовка кадров: материалы Междунар. науч.-прак. конф., Минск, 23-24.04.2008г. – Мн.: МГРК, 2008. – С. 60-61.

Учебники и учебные пособия

  1. Reader in Political Science = Хрестоматия на английском языке для студентов-политологов [Электронный ресурс] : учеб-метод. пособие : авт.-сост.: А.И. Долгорукова, И.Н. Шпаковская. – Минск : БГУ. (гриф УМО) – сдано в печать.
  2. Английский язык для аспирантов, магистрантов = English for Post-Graduates : учеб.-метод. пособие / О.И. Васючкова [и др.] ; под общ. ред. О.И. Васючковой. – Минск : БГУ, 2018. – 187 с. (гриф УМО)
  3. Дебаты на правовые темы = Legal Debating [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / сост. : З. В. Полиенко [и др.] ; под общ. ред. О. И. Васючковой. - Минск : БГУ, 2016. - 1 эл. оптич. диск. (гриф УМО)
  4. Обучение иноязычной речевой деятельности: метод. рекомендации для преподавателей иностранных языков / сост.: Л. В. Хведченя [и др.]; под общ. ред. Л. В. Хведчени. Минск : БГУ, 2014. - 147 с.
    Резюме: методические рекомендации для преподавателей иностранных языков по организации обучения одному из видов речевой деятельности - письму.
  5. Английский язык для аспирантов, магистрантов = English for Post-Graduates : учеб.-метод. пособие / О.И.Васючкова [и др.]; под общ. ред. О.И.Васючковой. Минск: БГУ, 2012. – 187 с. (гриф УМО)
    В соавторстве: личный вклад – разработка грамматического материала.
    Резюме:
    Пособие представляет собой курс английского языка по подготовке аспирантов/соискателей к сдаче экзамена по программе кандидатского минимума. Включает информационный, текстовой, лексический материал по темам, связанным с научной работой аспирантов, рекомендации по употреблению общенаучной лексики, а также задания по особенностям перевода грамматических явлений, характерных для научного текста. Содержит приложения справочного характера.
    Предназначено для аспирантов, магистрантов, соискателей, а также для широкого круга лиц, занимающихся научной деятельностью.
  6. Английский для студентов-юристов : = English for Law Students : учеб.-метод. пособие / О.И.Васючкова [и др.]; под общ. ред. О.И.Васючковой; под науч. ред. Л.В.Хведчени. – Минск : БГУ, 2011. – 295 с. (гриф УМО)
    Резюме: В пособии содержится учебный материал для студентов-правоведов по темам: история государства и права, конституционное право, уголовное право, деятельность правоохранительных органов, судов, уголовный и гражданский процесс, пенитенциарная система. Каждый раздел состоит из аутентичных (американских и британских) монологических и диалогических текстов с заданиями для разных видов чтения и аудирования, грамматического блока.Цель пособия - обучить студентов чтению, реферированию, понимаю на слух текстов по специальности и ведению дискуссии на профессионально значимые темы.
  7. Английский язык для студентов-юристов/Итоговые тесты. Минск, БГУ, 2010. – 96 с.
    В соавторстве: личный вклад – материалы по оценке знаний студентов по английскому языку.
    Резюме: учебное пособие содержит тесты по оценке навыков, приобретенных в течение первого года обучения английскому языку студентов-правоведов. Содержатся тесты по четырем видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, письму.
  8. Английский для студентов-правоведов/Методическое пособие для преподавателей. Минск, БГУ, 2009. – 142 с.
    В соавторстве, личный вклад – подготовка комментариев по обучению диалогической речи.
    Резюме: Книга для учителя содержит руководства по использованию материала учебного пособия для юристов (базовый курс), ключи к упражнениям, транскрипты заданий по аудированию. К каждому учебному разделу предлагается комментарии по принятому в пособии подходу к обучению чтению, говорению, аудированию, письму, грамматике.
  9. Английский для студентов-правоведов. = English for Law Students: учеб.-метод. пособие / О.И.Васючкова [и др.]; под общ. ред. канд. филол. наук О.И.Васючковой. – Минск : БГУ, 2008. – 343 с.
    В соавторстве, личный вклад – раздел диалогов с разработанными к ним упражнениями.
    Резюме: профессионально-ориентированное учебно-методическое пособие для студентов-юристов (базовый курс). Содержит материалы по следующей тематике: юридическая профессия, сущность права, конституционное право Великобритании и США, уголовное право, полиция, судопроизводство, система наказаний. Каждый учебный раздел содержит материал для чтения с пятью взаимосвязанными текстами, предназначенными для различных видов чтения, а также материалы по обучению говорению, грамматике, аудированию.
  10. Краткий англо-русский словарь юридических терминов / Авт.-сост. О.И. Васючкова, А.И. Долгорукова, Т.В. Коваленок и др.; под общ. ред. О.И. Васючковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 120 с.
  11. Обучение иноязычной речевой деятельности: Метод. рекомендации для преподавателей иностранных языков / Авт.-сост. О.И. Васючкова, И.Г.Шалимо, Л.Б.Тихомирова и др.; под общ. ред. Л.В. Хведчени. – Мн.: БГУ, 2004. – 99 с.
  12. Высшее образование в Великобритании и Америке = Higher Education in Britain and America: пособие для студентов гуманит. специальностей / Авт.-сост.: А. И. Долгорукова, Т. В. Качина и др. - Минск, БГУ, 2002. - 100с.
    Резюме: Пособие прдеставляет собой комплекс текстов на тему "Высшее образование в Великобритании и Америке", направленный на развитие навыков чтения, говорения, письма с последующим обсуждением.
  13. Развитие навыков письменной речи. Минск, БГУ, 2001. – 124 с.
    В соавторстве, личный вклад – написание раздела «Деловая переписка».
    Резюме: учебно-методическое пособие направлено на развитие творческих способностей посредством письменной речи. Предназначено для студентов университетов и широкого круга лиц, изучающих английский язык. Пособие состоит из двух разделов. Первый посвящен личной и деловой переписке. Второй раздел включает обучение творческому письму: составление портрета личности, резюме текста, доклада, написание сочинений, эссе и т. д.
 
)