Рус Бел Eng De Cn Es Ar
На первуюУниверситетСтруктура университетаОбщеуниверситетские кафедрыКафедра педагогики и проблем развития образования
Кафедра педагогики и проблем развития образования

О подразделении
 

Общеуниверситетская кафедра педагогики и проблем развития образования осуществляет педагогическую подготовку студентов всех специальностей, а также профессионально-педагогическую подготовку студентов, получающих дополнительную педагогическую квалификацию.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сотрудники кафедры
 

Дата создания

 1925 год. Подробнее об истории кафедры можно узнать здесь
 

Количество преподавателей
 

 17, из них 3 профессора и 8 доцентов
 

I. Реализация образовательных программ
Кафедра осуществляет на основе требований компетентностного подхода трехуровневую педагогическую подготовку студентов, обучающихся на всех факультетах университета по разным специальностям. Разработаны учебные программы и учебно-методическое обеспечение по психолого-педагогическим дисциплинам, которые реализуются во всех непедагогических вузах республики, в том числе и для подготовки педагогов. 
 
Первый уровень педагогической подготовки осуществляется для студентов всех специальностей первой ступени высшего образования и представлендисциплиной «Основы психологии и педагогики» и спецкурсами по выбору: «Деловое общение и коммуникация» (проф. О.Л. Жук, доц. Е.А. Коновальчик, ст. преп. А.П. Богомазов), «Эффективные стратегии управления профессиональной карьерой» (проф. О.Л. Жук, доц. Т.С. Афанасьева, доц. С.Н. Сиренко), «Полноценное развитие ребенка в семье» (доц. Е.Н. Можар), «Педагогика семьи» (ст. преп. И.Я. Звоник), «Основы медиакомпетентности современного специалиста» (доц. А.Г. Давыдовский) и др. 
 
Изучение их способствует развитию у студентов универсальных психолого-педагогических компетенций, направленных на решение широкого круга социально-личностных и профессиональных проблем в сфере любой профессии.
 
Второй уровень педагогической подготовки обеспечивается дисциплиной «Педагогика», которую изучают студенты, получающие на первой ступени высшего образования педагогическую квалификацию. Эффективному формированию профессионально-педагогических компетенций педагога-преподавателя способствует также изучение актуальных психолого-педагогических спецкурсов по выбору, разработанных преподавателями кафедры и реализуемых на ряде факультетов. Среди спецкурсов: «Педагогические технологии в современной теории и практике образования» (проф. О.Л. Жук), «Культура педагогического общения» (доц. Е.А. Коновальчик), «Педагогика семьи» (ст. преподаватель И.Я. Звоник), «Основы превентивной педагогики» (проф. А.П. Сманцер) и др.
 
Третий уровень педагогической подготовки представлен дисциплиной «Психология и педагогика высшей школы» для магистрантов университета всех специальностей с целью подготовки их к преподаванию в вузе.

На кафедре реализуется образовательная программа магистратуры по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», направленная на углубленное изучение психолого-педагогических дисциплин и подготовку к научным исследованиям в области педагогики. 
 
В магистратуре обучаются выпускники первой ступени не только нашего университета, но и других вузов республики, а также учителя школ. Ежегодно магистрантами кафедры успешно защищаются магистерские работы по актуальным педагогическим проблемам с внедрением научно-методических результатов в образовательный процесс учреждений образования. Некоторые темы магистерских диссертаций: «Педагогические условия развития профессиональной стрессоустойчивости преподавателя в учреждении высшего образования» (О.И. Егорова, науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2016 г.); «Развитие информационной грамотности студентов (на примере изучения библиотечных дисциплин)» (В.В. Слемнёва, науч. рук. доц. С.Н. Захарова, 2016 г.); «Организация адаптивного обучения химии в колледже» (В.Н. Глекова, науч. рук. доц. Е.Н. Можар, 2014 г.); «Система эвристического обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (на примере школьного курса математики)» (Ю.М. Углик, науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2014 г.); «Академическая мобильность как условие повышения качества подготовки студентов» (Е.А. Сафронова, науч. рук. доц. В.В. Чечет, 2013 г.); «Формирование социально-личностных компетенций учащихся в образовательном процессе школы (на примере изучения математики)» (А.О. Черкас, науч. рук. проф. О.Л. Жук 2013 г.). «Интеграция иноязычной и специальной подготовки как фактор развития профессиональных компетенций выпускников неязыковых вузов» (О.В. Турова, науч. рук. проф. И.И. Казимирская, 2013 г.).
 
На кафедре реализуются образовательные программы послевузовского образования через аспирантуру и докторантуру. Слушателями этих программ являются преподаватели и выпускники магистратуры как БГУ, так и других учреждений образования республики. Ежегодно число слушателей составляет 8-10 соискателей. 
 
Работниками кафедры в разные годы защищены следующие диссертации:  докторская работа в 2010 г.: О.Л. Жук – "Теоретико-методические основы педагогической подготовки студентов в классическом университете"; кандидатские работы: С.Н. Сиренко – «Формирование у будущих учителей готовности к личностно ориентированному образованию школьников» (науч. рук. проф. О.Л. Жук), С.Н. Захарова – «Формирование у будущего учителя готовности к гражданскому образованию школьников» (науч. рук. проф. О.Л. Жук), Е.Н. Можар – «Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла» (науч. рук. проф. И.И. Казимирская), Т.С. Афанасьева – «Формирование ценностного отношения к пожилому возрасту у будущих специалистов по социальной работе» (науч. рук. проф. И.И. Казимирская), А.В. Коклевский – «Методическая система формирования технологической компетентности будущих специалистов в процессе военной подготовки в классическом университете» (науч. рук. проф. О.Л. Жук), А.А. Воскресенская – «Технология контроля и оценки результатов обучения иностранному языку на основе компетентностного подхода (неязыковое УВО)» (науч. рук. доц. Л.В. Хведченя).

 

II. Выполнение научных исследований 
 

На кафедре в разные годы выполнялись и продолжают выполняться научные исследования: 
 
по обеспечению деятельности Министерства образования Республики Беларусь:

  • «Разработать учебно-методический комплекс по курсу "Основы педагогики" для высших учебных заведений Республики Беларусь» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2010 г.);
  • «Формирование готовности будущих специалистов к гендерному воспитанию детей и учащейся молодежи» (науч. рук. доц. В.В. Чечет, исп. доц. С.Н. Захарова , 2010 г.);
  • «Разработка учебно-методического обеспечения внедрения компетентностного подхода в образовательную практику общеобразовательных учреждений» (науч. рук. доц. А.А. Пересыпкин, исп. доц. С.Н. Сиренко,  2011 г.); 
  • «Становление психолого-педагогической компетентности будущих учителей, необходимой для сотрудничества с родителями в условиях инклюзивного образовния» (науч. рук. проф. А.П. Сманцер, 2011 г.);
  • «Разработка аппаратно-программного комплекса ранней убеждающей профориентации школьников 12, 13 и старше лет на основе выявления врожденных задатков успешного обучения профессиям, востребованным производственно-хозяйственной сферой Республики Беларусь, и организация системы переподготовки и повышения квалификации учителей и школьных психологов для формирования у них навыков убеждающей профориентации» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2012 г.)
  • «Междисциплинарная интеграция на основе информационно-коммуникационных технологий как условие повышения качества профессиональной подготовки в вузе» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, исп. доц. С.Н. Сиренко,  2013 г.);
  • «Интенсификация практико-ориентированной подготовки студентов на основе формирования общепрофессиональных компетенций» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, исп. доц. С.Н. Сиренко, ст. препод. Ю.И. Залесская,  2014 г.);

в рамках основных научных направлений университета:

  • «Информационно-образовательная среда университета как фактор личностно-профессионального развития будущих специалистов» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2011–2015 гг.);
  • «Теоретико-методологические основы и научно-методическое обеспечение образовательного процесса университета в интересах устойчивого развития (на примере преподавания психолого-педагогических дисциплин)» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2016–2020 гг.); 

по совместному белорусско-российскому проекту

  • «Подготовка будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности в инклюзивной образовательной среде в контексте компетентностного подхода» (науч. рук. проф. А.П. Сманцер, исп. проф. О.Л. Жук и др.,  2013–2015 гг.).

Список публикаций сотрудников кафедры   

III. Международ-ная деятельность

1.  На кафедре совместно с Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого выполнялись следующие белорусско-российские проекты по ГФФИ:

  • «Становление психолого-педагогической компетентности будущих учителей, необходимой для сотрудничества с родителями школьников в условиях инклюзивного образования» (науч. рук. проф. А.П. Сманцер, 2010-2012 гг.);
  • «Подготовка будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности в инклюзивной образовательной среде в контексте компетентност-ного подхода» (науч. рук. проф. А.П. Сманцер, отв. исп. проф. О.Л. Жук, 2013-2015 гг.).

    От кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ в проектах также принимали участие доценты С.Н. Захарова, А.Г. Давыдовский.

Научно-практическое значение выполненных проектов заключается в обновлении содержания педагогических дисциплин на основе разработанных модулей по проблемам организации инклюзивного образования. Результаты проведенных педагогических исследований подтверждают необходимость более целенаправленного формирования у студентов всех специальностей ценностного отношения к людям с особенностями развития, готовности жить и работать в безбарьерной среде. Эта задача должна решаться как в учебном процессе при изучении студентами социально-гуманитарных дисциплин, так и во внеаудиторной воспитательной работе посредством их участия в разнообразных социально значимых проектах (шефские отряды, волонтерская деятельность и др.).

2.   В рамках международного договора о сотрудничестве с Софийским университетом им. Св. Климента Охридского на кафедре выполнялись исследования по следующим темам:

  • «Гуманизация и демократизация педагогического процесса в условиях университетского образования» (2006-2010 гг.), (научные руководители: проф. А.П.Сманцер, проф. Е. Рангелова);
  • «Педагогические основы формирования гражданина и профессионала в условиях университетского образования» (2011-2015 гг.), (научные руководители: проф. А.П. Сманцер, проф. Е. Рангелова).

 

В указанные годы ежегодно проводились международные научно-практические конференции, обучающие семинары по актуальным проблемам развития высшего образования, подготовки будущих специалистов в условиях университетского образования, формирования Европейского пространства высшего образования. В этот проект были вовлечены исследователи из России, Украины, Чехии, Польши и др. стран. Благодаря широкому международному сотрудничеству была основана Ассоциация профессоров славянских стран / АПСС (Association Professors of Slavonic Countries/APSC). Одним из организаторов этой ассоциации был проф. А.П.  Сманцер; в настоящее время он является членом Совета управления АПСС; также членами этой организации являются проф. И.И. Казимирская, проф. 
О.Л. Жук, доц. С.Н. Сиренко. 

      

В результате выполненных исследований в области педагогики и образования были подготовлены, изданы и внедрены в образовательный процесс университетов следующие труды:

  • Сманцер, А.П. Превентивная педагогика: методология, теория, методика / А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова. – Минск: БГУ, 2008. – 263с. (на русском и болгарском языках),
  • Сманцер, А.П. Гуманизация и демократизация педагогического процесса в условиях университетского образования [Электронный ресурс] / 
    А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова. – Минск: БГУ, 2011. –
    http://www.elib.bsu ,
  • Сманцер, А.П. Основы превентивной педагогики: учеб. пособие с грифом 
    М-ва образования Рес. Беларусь / А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова. – Минск: БГУ, 2014. – 279 с.

      

В ежегодно издаваемых в Болгарии сборниках научных трудов содержатся работы многих преподавателей и аспирантов кафедры (проф. И.И. Казимирской, проф. О.Л. Жук, доцентов: С.Н. Сиренко, Е.А. Коновальчик, И.Г.Тихоновой, 
Т.С. Афанасьевой, С.Н. Захаровой, преподавателей: Л.С. Поляковой, И.Я. Звоник, Ю.И. Залесской и др.). Это дает им возможность презентовать  и апробировать собственные результаты научно-педагогических изысканий; знакомиться с зарубежными педагогическими инновациями и внедрять их в практику образования с учетом особенностей образовательной среды.

3. С 2007 года кафедра сотрудничает с кафедрой социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов / РУДН (г. Москва) (отв. проф. В.И. Казаренков, проф. О.Л. Жук). В рамках действующего договора между университетами ежегодно проводится (на базе РУДН) международная научно-практическая конференция «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы», в числе организаторов которой выступает БГУ (отв. проф. О.Л. Жук). В ежегодно издаваемых сборниках материалов или научных трудов содержатся результаты модернизации национальных систем высшего образования, анализа образовательных реформ в рамках Болонского процесса. Многие преподаватели кафедры (доценты: С.Н. Сиренко. А.Г. Давыдовский, А.В. Коклевский, Т.С. Афанасьева и др.) участвовали в конференциях и публиковали в сборниках результаты проводимых исследований. Число участников этого проекта постоянно растет; в настоящее время в нем участвуют исследователи из Польши, Чехии, Армении, Казахстана, Украины и др. стран. Расширяющееся сотрудничество позволит разработать и реализовать совместные научные проекты, образовательные программы для студентов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

      

4. Расширяется сотрудничество кафедры с учеными Польши. С 2010г. профессора: А.П. Сманцер, И.И. Казимирская, О.Л. Жук постоянно участвуют в ежегодно проводимых международных научно-методических мероприятиях на базе Естественного гуманитарного университета г. Седльце.

С 2014 г. кафедра начала сотрудничать с Научно-исследовательским институтом непрерывного педагогического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (отв. зав. каф. проф. О.Л. Жук). Постоянно преподаватели кафедры принимают участие в ежегодно проводимой всероссийской научной конференции (с международным участием) по проблемам модернизации педагогического образования. Это сотрудничество с одним из ведущих педагогических вузов России позволит включиться в научно-исследовательские проекты по разработке профессиональных стандартов для педагогов.

5. Преподаватели кафедры постоянно участвуют в международных научных конференциях, семинарах. Ежегодно, в среднем, число участий в международных конференциях составляет 30.

За 2014-2015 гг. преподаватели получили 20 сертификатов об участии в международных научно-методических мероприятиях. За этот период преподавателями кафедры подготовлены и опубликованы 77 статей и материалов конференций в зарубежной печати.

В 2016 г. проф. А.П. Сманцер награжден Благодарностью Комитета Государственной Думы по образованию Российской Федерации за выдающийся вклад в разработку актуальных психолого-педагогических проблем, в развитие российско-белорусского сотрудничества.

Заведующая кафедрой проф.О.Л. Жук является членом национальной группы экспертов по реформе высшего образования. Ее аналитические отчеты об участии в международных обучающих семинарах, организованных в ЕС по вопросам модернизации высшего образования в контексте Болонских реформ, размещены на сайте белорусского офиса программы « Erasmus+» (www.erasmus-plus.belarus.unibel.by), а также содержатся в ряде публикаций О.Л. Жук (см. персональную страницу О.Л. Жук).

IV. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса

Научно-методические результаты выполняемых на кафедре научных исследований внедряются в образовательный процесс университета, апробируются на научно-практических конференциях разного уровня, а также содержатся в опубликованных работах преподавателей кафедры. Так, ежегодно количество трудов, изданных в республике и за рубежом, составляет более 60 работ; преподаватели кафедры принимают участие в более, чем 30 конференциях. Значительными научно-методическими результатами, внедренными в образовательный процесс университета, являются:
 

электронный УМК «Основы педагогики» (О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н. Сиренко, А.П. Богомазов, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик) с аудио-, видео- поддержкой, тестами и дидактическими материалами для самостоятельной работы и самопроверки;
 

система активных (интерактивных) форм и методов обучения (деловая игра, кейс-метод, метод проектов, технологии сотрудничества, коллективной мыследеятельности и др.), включающих студентов в разрешение ситуаций, моделирующих социально-личностные и профессиональные проблемы (проф. И.И. Казимирская, доц. А.В. Коклевский, доц. С.Н. Захарова и др.);
 
обобщенные междисциплинарные задачи актуальной психолого-педагогической, экологической проблематики (включая проблемы устойчивого развития), выступающие эффективным средством развития и диагностики универсальных психолого-педагогических компетенций студентов (проф. О.Л. Жук, доц. С.Н. Сиренко, доц. А.В. Коклевский, ст. препод. Ю.И. Залесская и др.);
 
– сетевой ресурс на LМS Moodle "Педагогика высшей школы" предназначенный для электронной поддержки дисциплины, а также для выполнения учебно-исследовательских проектов междисциплинарными командами студентов (доц. С.Н. Сиренко). 

Таким образом, в БГУ на кафедре педагогики и проблем развития образования в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин разработана и реализуется так называемая комплексная антропо-гуманитарная методика, которая основывается на стратегиях проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями, на междисциплинарных связях (история, этика, психология, педагогика, образование, информатика, проблемы устойчивого развития и др.) и компетентностных задачах. При этом основными методами и приемами обучения являются: кейс-метод; метод проектов; дискуссия, учебные дебаты; эксперимент, проводимый с компьютерными моделями (в том числе с помощью мультиагентной среды моделирования NetLogo); интерактивные приемы самопрезентации (аллитерация имен и др.); эвристические приемы усвоения ключевых идей и понятий (например, синквейн); техники коллективного анализа и рефлексии (декартовы координаты, SWOT, PEST и др.); написание и анализ эссе (темы: «Если бы учитель тогда сказал мне …»; «Человеком рождаются, личностью становятся, за индивидуальность борются» и др.). Их использование усиливает личностные смыслы осваиваемых психолого-педагогических дисциплин, активизирует субъектную позицию студентов, позволяет им ответственно задавать вопросы, критически осмысливать жизненные и профессиональные ситуации, обсуждать проблемы и самостоятельно принимать важные решения.

V. Участие в реализации образовательных программ в системе дополнительного образования взрослых
 
Более 40 % преподавателей кафедры работают в системе дополнительного образования взрослых пообразовательным программам повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров: «Преподаватель высшей школы» (проф. И.И. Казимирская, доц. С.Н. Сиренко и др.), «Воспитательная работа куратора студенческой группы: психолого-педагогические и организационно-методические аспекты», (проф. О.Л. Жук,  ст. преп. А.П. Богомазов, ст. преп. М.П. Редько). Доц.: А.Г. Давыдовский, Е.Н. Можар, Е.Н. Захарова, ст. преп. И.В. Дементьев участвуют в различных программах повышения квалификации учителей-предметников.  
VI. Профориен-тационная работа по привлечению учащихся, студентов в педагогическую профессию и научно-педагогические исследования
 
В 2013 г. открыт и функционирует филиал кафедры педагогики в СШ №30 г.Минска (зав. филиалом доц. Е.Н. Можар). В соответствии с ежегодными планами сотрудничества осуществляется конкретная работа, которая способствует повышению научно-профессионального уровня как учителей школы, так и преподавателей кафедры.  
 
 
Преподаватели кафедры участвуют в подготовке школьников к олимпиадам по английскому языку (ст. преп. И.В. Дементьев), по русскому языку и литературе (доц. С.Н. Захарова) и др.

В рамках ежегодно проводимой научной конференции студентов и аспирантов БГУ на базе кафедры работает секция «Педагогика и методика преподавания» с опубликованием лучших студенческих работ. 
 

Ежегодно преподаватели кафедры осуществляют руководство научными работами студентов, которые принимают участие в конференциях и конкурсах разного уровня: Республиканской научно-практической студенческой конференции «От идеи – к инновации» (г. Мозырь); Межвузовской студенческой научно-педагогической конференции «Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века» (филиал РГСУ в г. Минске); Всероссийском конкурсе студенческих социальных и фандрайзинговых PR-проектов «Вселенная неравнодушных» (номинация «Лучший социальный PR–проект в образовательной сфере»); Республиканском конкурсе научных студенческих работ по социально-гуманитарным наукам; городском конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют» (г. Минск) и др. 
Практически ежегодно на конкурсе работы студентов получают различные категории. 
 
Количество студентов, проявляющих интерес к педагогике и проблемам образования, постоянно растет, что способствует тому, что в магистратуру и аспирантуру целенаправленно поступают увлеченные педагогической наукой соискатели.
 

Кафедра сегодня

Кафедра – это команда профессионалов, любящих свой университет, увлеченных педагогикой – самой гуманной из наук, ответственно служащих делу обучения и воспитания молодежи, помогая ей в личностно-профессиональном развитии и самореализации. 
 

Контакты

Телефон +375 17 209 52 66.
Мы находимся в главном корпусе Белорусского государственного университета, пр. Независимости 4, ауд. 207, 316. 
e-mail:
kafped@bsu.by

Заведующий кафедрой
Жук Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор
тел.: 209-52-66
email: olzhuk@bsu.by
адрес: пр. Независимости 4, ауд. 207, Минск, Беларусь, 220030
профессор
Казимирская Инна Ивановна, доктор педагогических наук
профессор
Сманцер Анатолий Петрович, доктор педагогических наук
доцент
Афанасьева Татьяна Сергеевна, кандидат педагаогических наук
старший преподаватель
доцент
Давыдовский Анатолий Григорьевич, кандидат биологических наук
тел.: 209-52-66
email: agd2011@list.ru
адрес: пр. Независимости 4, ауд. 316
Старший преподаватель
старший преподаватель
доцент
Захарова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук
старший преподаватель
доцент
Коновальчик Елена Андреевна, кандидат педагогических наук
доцент
Коклевский Александр Владимирович, кандидат педагогических наук
тел.: 209-52-66
email: koklev1969@mail.ru
адрес: пр-т. Независимости 4, ауд. 207, Минск, Беларусь, 220030
доцент
Можар Елена Николаевна, кандидат педагогических наук
старший преподаватель
Старший преподаватель
доцент
Сиренко Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук
тел.: 209-52-56
email: ssn27@mail.ru
адрес: пр-т. Независимости 4, ауд. 207, Минск, Беларусь, 220030
доцент
Тихонова Ирина Георгиевна, кандидат педагогических наук
преподаватель
Егорова Ольга Иосифовна, магистр педагогических наук