Версия для слабовидящих
Рус Бел Eng De Cn Es
На первуюУниверситетСтруктура университетаОбщеуниверситетские кафедрыКафедра педагогики и проблем развития образования
Кафедра педагогики и проблем развития образования

О подразделении
 

Общеуниверситетская кафедра педагогики и проблем развития образования осуществляет педагогическую подготовку студентов всех специальностей, а также профессионально-педагогическую подготовку студентов, получающих дополнительную педагогическую квалификацию. На кафедре реализуются образовательные программы магистратуры, аспирантуры и докторантуры по педагогическим специальностям.


 Сотрудники кафедры
 

Дата создания 1925 год. Подробнее об истории кафедры можно узнать здесь 
Профессорско-преподаватель-ский состав

 16 работников, из них 1 профессор и 8 доцентов

I. Реализация образовательных программ
 

Кафедра осуществляет на основе требований компетентностного подхода трехуровневую педагогическую подготовку студентов, обучающихся на всех факультетах университета по разным специальностям. Разработаны учебные программы и учебно-методическое обеспечение по психолого-педагогическим дисциплинам, которые реализуются во всех непедагогических вузах республики, в том числе и для подготовки педагогов.
 
 

 

Первый уровень педагогической подготовки осуществляется для студентов всех специальностей первой ступени высшего образования и представлен дисциплиной «Основы психологии и педагогики» и спецкурсами по выбору: «Деловое общение и коммуникация» (проф. О.Л. Жук, доц. Т.С. Афанасьева, ст. преп. А.П. Богомазов), «Эффективные стратегии управления профессиональной карьерой» (проф. О.Л. Жук, доц. Т.С. Афанасьева, доц. С.Н. Сиренко), «Полноценное развитие ребенка в семье» (доц. Е.Н. Можар), «Педагогика семьи» (ст. преп. И.Я. Звоник), «Основы медиакомпетентности современного специалиста» (доц. А.Г. Давыдовский) и др. 
Изучение названных дисциплин  способствует  овладению студентами универсальными компетенциями XXI века: навыками самообразования, самовоспитания; личностного и профессионального роста, карьерного продвижения; продуктивного личностного взаимодействия в профессиональной деятельности, семье и других областях социальной практики; полноценного развития и воспитания детей в семье. 

 
Второй уровень педагогической подготовки обеспечивается дисциплиной «Педагогика», которую изучают студенты, получающие на первой ступени высшего образования педагогическую квалификацию. Эффективному формированию профессионально-педагогических компетенций педагога-преподавателя способствует также изучение актуальных психолого-педагогических спецкурсов по выбору, разработанных преподавателями кафедры и реализуемых в разные годы на ряде факультетов. Среди спецкурсов: «Педагогические технологии в современной теории и практике образования» (проф. О.Л. Жук), «Культура педагогического общения» (доц. Т.С. Афанасьева), «Педагогика семьи» (ст. преподаватель И.Я. Звоник) и др.
 

Третий уровень педагогической подготовки представлен дисциплиной «Педагогика и психология высшего образования» для магистрантов университета всех специальностей с целью подготовки их к преподаванию в вузе.

На кафедре реализуется образовательная программа магистратуры по специальности "Научно-педагогическая деятельность", направленная на углубленное изучение психолого-педагогических дисциплин, освоение образовательных новаций и подготовку к научным исследованиям в области педагогики и образования. Освоение образовательной программы по указанной специальности включает изучение магистрантами в т.ч. дисциплин, которые разработаны и реализуются профессорами и доцентами кафедры по авторским программам и методикам: "Инновации в истории образования как движущий фактор развития" (доц. О.И. Ершова), "Инновационные подходы и технологии в образовании" (проф. О.Л. Жук), "Социализация и воспитание в условиях глобальных вызовов и рисков" (доц. Т.С. Афанасьева), "Цифровая трансформация образовательного процесса" (доц. С.Н. Сиренко), "Личностная эффективность педагога"(доц. Е.Н. Можар), "Методология научно-педагогического исследования" (доц. А.В. Коклевский) и др. 
В магистратуре обучаются выпускники первой ступени высшего образования БГУ и других вузов республики, учителя школи, а также  иностранные студенты. Ежегодно магистрантами кафедры успешно защищаются магистерские работы по актуальным педагогическим проблемам с внедрением научно-методических разработок в образовательный процесс учреждений образования. Некоторые темы магистерских диссертаций: "Интерактивные ресурсы в формировании универсальных компетенций школьников на уроках иностранного языка" (С.А. Сласси Мутабир, науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2019 г.); "Формирование экологических компетенций школьников в процессе изучения географии  (Ю.Г. Ермолович, науч. рук. доц. А.В. Коклевский, 2019 г.); "Педагогические условия формирования исследовательских навыков школьников в процессе изучения химии" (А.И. Мацкело,  науч. рук. доц. Е.Н. Можар, 2019 г.); "Педагогические условия развития учебно-исследовательской активности студентов географических специальностей в университете" (Н.В. Дорожко, науч. рук. доц. А.Г. Давыдовский, 2019 г.); "Демократизация и гуманизация образования в ходе школьных реформ в Китае в XX в." (Ван Сяолань науч. рук. доц. О.И. Ершова, 2019 г.); "Компаративный анализ семейного воспитания в Китае и Республике Беларусь" (Чжан Яци, науч. рук. доц. Т.С. Афанасьева, 2019 г.); "Методическая система формирования у школьников социально-личностных компетенций на уроках математики в средней общеобразовательной школе" (В.В. Кишкар, науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2018 г.);  "Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе изучения дисциплины «Практика устной и письменной речи»" (О.П. Шабан, науч. рук. проф. И.И. Казимирская, 2018 г.);   "Геймификация обучения школьников математике как фактор повышения эффективности учебного процесса" (Е.Н. Шульжик, науч. рук. доц. А.В. Коклевский, 2018 г.); "Методическая система формирования у школьников исследовательских умений на уроках математики" (З.И. Князева, науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2017 г.);   "Пути педагогической коррекции интернет-зависимости у студенческой молодежи" (А.А. Спицын, науч. рук. доц. А.Г. Давыдовский, 2017 г.); «Педагогические условия развития профессиональной стрессоустойчивости преподавателя в учреждении высшего образования» (О.И. Егорова, науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2016 г.); «Развитие информационной грамотности студентов (на примере изучения библиотечных дисциплин)» (В.В. Слемнёва, науч. рук. доц. С.Н. Захарова, 2016 г.); «Система эвристического обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (на примере школьного курса математики)» (Ю.М. Углик, науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2014 г.) и др.

 

На кафедре реализуются образовательные программы послевузовского образования через аспирантуру и докторантуру. Слушателями этих программ являются преподаватели и выпускники магистратуры как БГУ, так и других учреждений высшего образования республики. Ежегодно число слушателей составляет 8-10 соискателей. 
 
Работниками кафедры в разные годы защищены следующие диссертации: докторская работа в 2010 г.: О.Л. Жук – "Теоретико-методические основы педагогической подготовки студентов в классическом университете"; кандидатские работы: С.Н. Сиренко – «Формирование у будущих учителей готовности к личностно ориентированному образованию школьников» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2003 г.), С.Н. Захарова – «Формирование у будущего учителя готовности к гражданскому образованию школьников» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2003 г.), Е.Н. Можар – «Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла» (науч. рук. проф. И.И. Казимирская, 2007 г.), Т.С. Афанасьева – «Формирование ценностного отношения к пожилому возрасту у будущих специалистов по социальной работе» (науч. рук. проф. И.И. Казимирская, 2013 г.), А.В. Коклевский – «Методическая система формирования технологической компетентности будущих специалистов в процессе военной подготовки в классическом университете» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2014 г.), А.А. Воскресенская – «Технология контроля и оценки результатов обучения иностранному языку на основе компетентностного подхода (неязыковое УВО)» (науч. рук. проф. Л.В. Хведченя, 2016 г.).

 

II. Выполнение научных исследований 
 

На кафедре в разные годы выполнялись и продолжают выполняться научные исследования: 
 
по ОНТП "Воспитание через обучение", 2018-2020 гг:
  • «Разработать научно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогических специальностей классических университетов к формированию у школьников компетенций для жизни в условиях креативной экономики и перехода к устойчивому развитию» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, отв. исп. доц. С.Н. Сиренко, 2018-2020 гг.);
по обеспечению деятельности Министерства образования Республики Беларусь:

  • «Разработать учебно-методический комплекс по курсу "Основы педагогики" для высших учебных заведений Республики Беларусь» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2010 г.);
  • «Формирование готовности будущих специалистов к гендерному воспитанию детей и учащейся молодежи» (науч. рук. доц. В.В. Чечет, исп. доц. С.Н. Захарова , 2010 г.);
  • «Разработка учебно-методического обеспечения внедрения компетентностного подхода в образовательную практику общеобразовательных учреждений» (науч. рук. доц. А.А. Пересыпкин, исп. доц. С.Н. Сиренко,  2011 г.); 
  • «Разработка аппаратно-программного комплекса ранней убеждающей профориентации школьников 12, 13 и старше лет на основе выявления врожденных задатков успешного обучения профессиям, востребованным производственно-хозяйственной сферой Республики Беларусь, и организация системы переподготовки и повышения квалификации учителей и школьных психологов для формирования у них навыков убеждающей профориентации» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2012 г.);
  • «Междисциплинарная интеграция на основе информационно-коммуникационных технологий как условие повышения качества профессиональной подготовки в вузе» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, исп. доц. С.Н. Сиренко,  2013 г.);
  • «Интенсификация практико-ориентированной подготовки студентов на основе формирования общепрофессиональных компетенций» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, исп. доц. С.Н. Сиренко, ст. препод. Ю.И. Залесская,  2014 г.);

в рамках основных научных направлений университета:

  • «Информационно-образовательная среда университета как фактор личностно-профессионального развития будущих специалистов» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2011–2015 гг.);
  • «Теоретико-методологические основы и научно-методическое обеспечение образовательного процесса университета в интересах устойчивого развития (на примере преподавания психолого-педагогических дисциплин)» (науч. рук. проф. О.Л. Жук, 2016–2020 гг.).

   

III. Международ-ная деятельность

 1. Кафедра участвует в международном проекте "Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании" (FOSTERC) в рамках программы Евросоюза Эразмус+ (Модуль 2 "Создание потенциала высшего образования"), (отв. исп. проф. О.Л. Жук, 2017-2019 гг.). Научно-методическое значение этого проекта заключается в создании и реализации инновационных разработок, направленных на совершенствование на основе компетентностного подхода содержания и методик обучения. Это позволит сократить различия между универсальными компетенциями, востребованными современным рынком труда, и компетенциями, приобретаемыми студентами в период обучения в БГУ.

2. На кафедре совместно с Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого выполнялись следующие белорусско-российские проекты по ГФФИ:

  • «Становление психолого-педагогической компетентности будущих учителей, необходимой для сотрудничества с родителями школьников в условиях инклюзивного образования» (науч. рук. проф. А.П. Сманцер, 2010-2012 гг.);
  • «Подготовка будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности в инклюзивной образовательной среде в контексте компетентностного подхода» (науч. рук. проф. А.П. Сманцер, отв. исп. проф. О.Л. Жук, 2013-2015 гг.).

Научно-практическое значение названных проектов заключается в обновлении содержания педагогических дисциплин на основе разработанных модулей по проблемам организации инклюзивного образования. Результаты проведенных педагогических исследований подтверждают необходимость более целенаправленного формирования у студентов всех специальностей ценностного отношения к людям с особенностями развития, готовности жить и работать в безбарьерной среде.

3.   В рамках международного договора о сотрудничестве с Софийским университетом им. Св. Климента Охридского на кафедре выполнялись исследования по следующим темам:

  • «Гуманизация и демократизация педагогического процесса в условиях университетского образования» (2006-2010 гг.), (научные руководители: проф. А.П.Сманцер, проф. Е. Рангелова);
  • «Педагогические основы формирования гражданина и профессионала в условиях университетского образования» (2011-2015 гг.), (научные руководители: проф. А.П. Сманцер, проф. Е. Рангелова).
    В этот проект были вовлечены исследователи из России, Украины, Чехии, Польши и др. стран. Благодаря широкому международному сотрудничеству была основана Ассоциация профессоров славянских стран / АПСС (Association Professors of Slavonic Countries/APSC). Одним из организаторов этой ассоциации был проф. А.П.  Сманцер; в настоящее время он является членом Совета управления АПСС; также членами этой ассоциации являются проф. И.И. Казимирская, проф. 
    О.Л. Жук, доц. С.Н. Сиренко. 

      

4. С 2007 года кафедра сотрудничает с кафедрой социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов / РУДН (г. Москва) (отв. проф. В.И. Казаренков, проф. О.Л. Жук). В рамках действующего договора между университетами ежегодно проводится (на базе РУДН) международная научно-практическая конференция «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы», в числе организаторов которой выступает БГУ (отв. проф. О.Л. Жук). В ежегодно издаваемых сборниках материалов или научных трудов содержатся результаты модернизации национальных систем высшего образования, анализа образовательных реформ в рамках Болонского процесса. Многие преподаватели кафедры (доценты: С.Н. Сиренко, А.Г. Давыдовский, А.В. Коклевский, Т.С. Афанасьева и др.) участвуют в таких конференциях и публикуют в сборниках результаты проводимых исследований. Число участников этого проекта постоянно растет; в настоящее время в нем участвуют исследователи из Польши, Чехии, Армении, Казахстана, Украины и др. стран.

       

5. Расширяется сотрудничество кафедры с учеными Польши. С 2010г. профессора: А.П. Сманцер, И.И. Казимирская, О.Л. Жук постоянно участвуют в ежегодно проводимых международных научно-методических мероприятиях на базе Естественного гуманитарного университета г. Седльце.

С 2014 г. кафедра начала сотрудничать с Научно-исследовательским институтом непрерывного педагогического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (отв. зав. каф. проф. О.Л. Жук).

6. Преподаватели кафедры постоянно участвуют в международных научных конференциях, семинарах. Ежегодно, в среднем, число участий в международных конференциях составляет не менее 30.

За 2014-2017 гг. преподаватели получили 38 сертификатов об участии в международных научно-методических мероприятиях. За этот период преподавателями кафедры подготовлены и опубликованы 126 статей и материалов конференций в зарубежной печати. Научные статьи профессоров А.П. Сманцера (2016 г.) О.Л. Жук (2019 г.), доцента С.Н. Сиренко (2017 г.) опубликованы в журналах, индексируемых в международных базах данных Web of Science, Scopus.

В 2016 г. проф. А.П. Сманцер награжден Благодарностью Комитета Государственной Думы по образованию Российской Федерации за выдающийся вклад в разработку актуальных психолого-педагогических проблем, в развитие российско-белорусского сотрудничества.

Зав. кафедрой проф. О.Л. Жук и доц. А.Г. Давыдовский награждены Почетными грамотами Российского университета дружбы народов (г. Москва, Российская Федерация) за активное участие в ежегодно проводимой с 2007 г. международной научно-практической конференции "Высшая школа: опыт, проблемы перспективы".

Заведующая кафедрой проф. О.Л. Жук являлась членом национальной группы экспертов по реформе высшего образования. Ее аналитические отчеты об участии в международных обучающих семинарах, организованных в ЕС по вопросам модернизации высшего образования в контексте Болонских реформ, размещены на сайте белорусского офиса программы « Erasmus+» (www.erasmus-plus.belarus.unibel.by), а также содержатся в ряде публикаций О.Л. Жук (см. персональную страницу О.Л. Жук).

IV. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса

Научно-методические результаты выполняемых на кафедре научных исследований внедряются в образовательный процесс университета и других учреждений образования; апробируются на научно-практических конференциях разного уровня, а также содержатся в опубликованных работах преподавателей кафедры. Так, ежегодно количество трудов сотрудников кафедры, изданных в республике и за рубежом, составляет не менее 50 работ; ежегодно преподаватели кафедры принимают участие в более чем 30 конференциях. 

Значительными научно-методическими результатами, внедренными преподавателями в образовательный процесс университета, являются:

электронная методическая поддержка преподаваемых дисциплин в системе смешанного обучения;
электронный УМК «Основы педагогики» (О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н. Сиренко, А.П. Богомазов, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик) с аудио-, видео- поддержкой, тестами и дидактическими материалами для самостоятельной работы и самопроверки;

сетевой ресурс на LМS Moodle "Педагогика и психология высшей школы", предназначенный для электронной поддержки дисциплины, а также для выполнения учебно-исследовательских проектов междисциплинарными командами магистрантов БГУ (доц. С.Н. Сиренко);

комплексная методика формирования универсальных психолого-педагогических и профессионально-педагогических компетенций студентов, которая основывается на стратегиях  проблемно-исследовательского обучения, активного, коллективного обучения в сочетании с информационно-коммуникацонными технологиями (проблемная лекция, эвристическая беседа, технология обучения как исследования, деловая игра, кейс-метод, метод проектов, технологии сотрудничества и коллективной мыслидеятельности, дискуссия, учебные дебаты, перевернутое обучение и др.)

компетентностные, эвристические  задачи актуальной психолого-педагогической, образовательной, социально-эколого-экономической проблематики (включая проблемы устойчивого развития), выступающие эффективным средством развития и диагностики универсальных психолого-педагогических компетенций студентов. 

Преподавателями в 2016-2019 гг. разработаны, опубликованы и внедряются в учебный процесс следующие учебные пособия:
1) Активные методы в изучении педагогики / В.В. Чечет, С.Н. Захарова. - Минск, БГУ, 2015. - 137 с.;
2) Основы педагогики: формирование экологической компетентности / Ю.И. Залесская. - Минск, БГУ. - 2017. - 217 с.;
3) Педагогический такт: истоки и пути формирования / И.И. Казимирская. - Минск, БГУ. - 2017. - 75 с.
4) Содержание и методика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы: компетентностный подход / О.Л. Жук [и др.] / под общей ред. А.И. Жука. -- Минск: БГПУ, 2017. -- 372 с.

V. Участие в реализации образовательных программ в системе дополнительного образования взрослых
 
Более 40 % преподавателей кафедры работают в системе дополнительного образования взрослых: по образовательным программам повышения квалификации и переподготовки преподавателей и кураторов учреждений высшего образования (проф. О.Л. Жук, доценты А.В. Коклеский, С.Н. Сиренко); по программам повышения квалификации учителей-предметников: доценты А.Г. Давыдовский, Е.Н. Можар, С.Н. Захарова и др.
VI. Профориен-тационная работа по привлечению учащихся, студентов в педагогическую профессию и научно-педагогические исследования
 
В 2013 г. открыт и функционирует филиал кафедры педагогики в СШ №30 г.Минска (зав. филиалом доц. Е.Н. Можар).  
Преподаватели кафедры участвуют в подготовке школьников к олимпиадам по химии (доц. Е.Н. Можар), по русскому языку и литературе (доц. С.Н. Захарова) и др. Доц. С.Н. Захарова является автором нескольких учебных пособий по русской литературе для школьников (2017-2018 гг.).

В рамках ежегодно проводимой научной конференции студентов и аспирантов БГУ на базе кафедры работает общеуниверситетская секция «Педагогика и методики преподавания». 

При кафедре организована и функционирует СНИЛ "Компетенции XXI века" (науч. руководитель проф. О.Л. Жук, доц. А.В. Коклевский).

Ежегодно преподаватели кафедры осуществляют руководство научными работами студентов, которые принимают участие в конференциях и конкурсах разного уровня: Международном форуме студенческой науки «Студенческая наука - инновационный потенциал будущего" (БГПУ имени М. Танка, г. Минск); Международной научно-практической студенческой конференции «От идеи – к инновации» (МГПУ имени И.П. Шамякина, г. Мозырь); Межвузовской студенческой научно-педагогической конференции «Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века» (филиал РГСУ в г. Минске); Всероссийском конкурсе студенческих социальных и фандрайзинговых PR-проектов «Вселенная неравнодушных» (номинация «Лучший социальный PR–проект в образовательной сфере»); Республиканском конкурсе научных студенческих работ по социально-гуманитарным наукам; городском конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют» (г. Минск) и др. 
Практически ежегодно на конкурсах работы студентов получают различные категории: 

– диплом I степени на XXIV Республиканском конкурсе научных работ студентов (студ. З.И. Князева, науч. руководитель проф. О.Л. Жук, 2017 г.);
– первая категория  (студ. О.И. Егорова, науч. руководитель проф.О.Л. Жук, 2016 г.); вторая категория  (студ. В.В. Кишкар, науч. руководитель проф. О.Л. Жук, 2018) на Республиканском конкурсе научных работ студентов
– 5 дипломов II степени на городском конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию («Педагогический дебют»)  (науч. руководитель проф. О.Л. Жук, 2016 г., 2019ь г.);
– третья премия Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов (студ. Ю.М. Углик, науч. руководитель проф. О.Л. Жук, 2016 г.). 
 
Количество студентов, проявляющих интерес к педагогике и проблемам образования, постоянно растет. Это способствует тому, что в магистратуру и аспирантуру по педагогическим специальностям целенаправленно поступают мотивированные, увлеченные педагогической наукой соискатели.
 

Кафедра сегодня

Кафедра – это команда профессионалов, любящих свою работу и  университет, увлеченных педагогикой – самой гуманной из наук, ответственно служащих делу обучения и воспитания молодежи, помогая ей в личностно-профессиональном развитии и самореализации. 
 

Контакты

Телефон +375 17 209 52 66.
Мы находимся в главном корпусе Белорусского государственного университета, г. Минск, пр. Независимости, 4, ауд. 207, 316

e-mail: kafped@bsu.by

Заведующий кафедрой
Жук Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор
тел.: 209-52-66
email: olzhuk@bsu.by
адрес: пр. Независимости, 4, ауд. 207, Минск, Беларусь, 220030
доцент
Афанасьева Татьяна Сергеевна, кандидат педагаогических наук
старший преподаватель
доцент
Давыдовский Анатолий Григорьевич, кандидат биологических наук
тел.: 209-52-66
email: agd2011@list.ru
старший преподаватель
доцент
Захарова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук
старший преподаватель
доцент
Коклевский Александр Владимирович, кандидат педагогических наук
тел.: 209-52-66
email: koklev1969@mail.ru
доцент
Можар Елена Николаевна, кандидат педагогических наук
старший преподаватель
Старший преподаватель
доцент
Сиренко Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук
тел.: 209-52-56
email: ssn27@mail.ru
преподаватель
Егорова Ольга Иосифовна, магистр педагогических наук
© Белорусский государственный университет
Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел. + 375 17 209 50 44. Факс. + 375 17 226 59 40. Url: .
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.