Рус Бел Eng De Cn Es
Учебно-научный Центр системных исследований проблем молодежи экономического факультета Белгосуниверситета
 
Центр создан в 2006 году.
 
 
Основные
направления
деятельности
1. Проведение научных исследований, направленных на раскрытие роли молодежи в инновационном развитии белорусского общества.
2. Осуществление платных образовательных услуг, содействующих удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей личности в становлении ее профессиональных и социальных компетенций, реализации возможностей получения дополнительной подготовки в условиях динамично изменяющихся запросов рынка труда.
 
 
Научно-исследовательская
деятельность
Центр принимал участие в разработке:
·  Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. по заданию Министерства образования Республики Беларусь (Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 г. № 125);
·  Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ (2010 г.).
 
в подготовке предложений:
·  по проблемам реализации государственной молодежной политики (семинар Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на тему «Молодежная политика в Республике Беларусь на современном этапе» (26–27 февраля 2009 г.);
·  по проекту закона Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-3 «Об основах государственной молодежной политики»;
·  по профессиональному самоопределению молодежи в сельской местности в условиях развития агрогородков (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2010 г. № 87 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров РБ от 30 октября 2008 г. № 1640 и утверждении плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы»);
·  по реализации п. 53–54 «Развитие трудовой активности и экономической самостоятельности Минской городской программы «Молодежь» на 2011–2015 гг.»;
·  по программе перспективного развития БГУ на 2011–2015 гг.
 
Коллектив Центра активно участвует в разработке научно-исследовательских проектов, направленных на инновационное развитие Республики Беларусь, реализацию государственной молодежной политики.
·  В рамках программы ГКПНИ «Экономика и общество 5.03» (2006 г., № госрегистрации 20063385) выполнено задание 5.03.1 «Разработка инновационной стратегии развития субъектов хозяйствования на основе использования образовательного и научного потенциала в Республике Беларусь».
·  В период с 2006 года по 2010 год коллективом Центра выполнены следующие темы НИОКР по заданию Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:
1. «Разработка комплексной методики оценки воспитательного влияния институциональной микросреды на студентов» (2006 г., № госрегистрации 20061629);
2. «Исследование гражданских мотивов профессионального выбора студентов и разработка технологии их оптимизации в условиях учебно-воспитательного процесса вуза» (2007 г., № госрегистрации 20071726);
3. «Разработка единых критериев и показателей оценки качества и эффективности участия профессорско-преподавательского состава вуза в идеологической и воспитательной работе со студентами» (2008 г., № госрегистрации 20081675);
4. «Научно-методическое обоснование и разработка компьютерной программы диагностики уровня социальной зрелости (воспитанности) студента и ее внедрение в образовательную практику» (2009 г., № госрегистрации 20090951).
5. «Разработать научно-методическое обеспечение диагностики социальной зрелости (воспитанности) студента» (2010 г., № госрегистрации 20101118).
6. «Разработка предложений о профессиональном самоопределении молодежи в сельской местности в условиях развития агрогородков» (2010 г., № госрегистрации 20102211,).
·  В рамках Государственной программы научных исследований «Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии (ГПНИ «История, культура, общество, государство»)» на 2011–2015 годы Центр выполняет задание 3.1.04.2 «Социально-экономический мониторинг личностно-профессионального становления учащейся и студенческой молодежи как субъекта предпринимательской деятельности на селе в условиях развития в Республике Беларусь агрогородков» (2011 г., № госрегистрации 20115810).
 
Центром регулярно организуются и проводятся прикладные социологические и социально-психологические исследования:
·  «Образ Беларуси в восприятии студентов мира» среди студентов-участников Международного конгресса JAAS из 31 страны мира (июль–август 2008 г.);
·  сравнительное белорусско-российское исследование «Жизненные ориентации современных студентов» среди 919 студентов I–IV курсов БГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ, РГСУ (октябрь–декабрь 2008 г.);
·  «Жизненные ориентации молодежи в сфере предпринимательской деятельности» среди 113 слушателей, обучающихся по программе дополнительного образования «Школа предпринимательства и менеджмента для молодежи. Собственное дело»(апрель 2011–октябрь 2012 гг.).
 
 
Публикационная
деятельность
Монографии и учебные пособия:
1. Шумская, Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л.И. Шумская. – Минск: РИВШ, 2005. – 271 с.
2. Шумская, Л.И. Качество и эффективность воспитательного процесса в вузе / Л.И. Шумская. – Минск: Изд. центр БГУ, 2007. – 263 с.
3. Молодежная политика: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Коллективная монография / Отв. ред. И.В. Ильин // И.А. Алешковский, А.И. Андреев, А.В. Андриянов, И.В. Ильин, Л.И. Шумская. – М.: Профиздат, 2009. – 240 с.
4. Шумская, Л.И. Диагностика воспитательного процесса в вузе: учебное пособие. Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области социальной работы. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 344 с.
 
Статьи в журналах и сборниках:
1. Шумская, Л.И. Социально-психологические особенности личностного становления современных студентов // Социальные и ментальные тенденции современного Российского общества / Под ред. В.Е. Семенова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 327 с. (Человек и общество; Вып. 31). – С. 119–124.
2. Шумская, Л.И. Идеологическая и воспитательная деятельность преподавателя вуза как объект изучения и оценки // Вышэйшая школа. – 2008. – № 6. – С. 56–61.
3. Шумская, Л.И. О совершенствовании подготовки в Республике Беларусь специалистов для психологической службы // Психология. – 2009. – № 2.– С. 16–18.
4. Шумская, Л.И. Миссия государственной идеологии как консолидирующего начала общества // Система идеологической работы в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов. – Минск: Белорусский Дом печати, 2010. – С. 137–139.
5. Шумская, Л.И. Социальные и психологические аспекты развития молодежного предпринимательства в Республике Беларусь // Молодежь и молодежная политика: науч. альманах. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. – С 283–287.
6. Шумская, Л.И. Миссия воспитания в реализации молодежной политики Республики Беларусь на современном этапе // Философия и социальные науки. – 2011. – № 2. – С. 57–63.
 
Материалы конференций:
1. Шумская, Л.И. Влияние феномена антиципации на процесс адаптации студентов // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: материалы V международной конф. – Минск: Изд. центр БГУ, 2007. – С. 86–87.
2. Шумская, Л.И. Новые подходы к оценке качества воспитательной работы вуза // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: тезисы докладов II международного конгресса. – Минск: МГЛУ, 2008. – С. 254–255.
3. Шумская, Л.И. Психологическое обоснование оценки качества участия преподавателя в идеологической и воспитательной работе со студентами / ТехноОБРАЗ 2009: Технологии оценки учебных достижений учащихся и студентов: материалы VII международной науч.-практ. конф. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2009. – С. 243–245.
4. Шумская, Л.И. Психологические особенности политической социализации современных студентов: сравнительный анализ результатов белорусско-российского исследования // Теория и практика российской политической психологии: материалы международной науч. конф. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – С. 218–222.
5. Шумская, Л.И. Социальные и психологические аспекты развития молодежного предпринимательства на селе: опыт Республики Беларусь / Становление и укрепление современной Российской государственности: проблемы настоящего и контуры будущего: материалы международной науч.-практ. конф. – М.: МСИ, 2011. – С 450–456.
 
 
Образовательные
программы
Центр реализует инновационный проект делового образования молодежи, направленный на подготовку учащихся и студентов к предпринимательской деятельности.
Проект направлен на выявление среди учащихся и студентов лидеров, деловых талантов в сфере предпринимательской деятельности, обучение их основам менеджмента и предпринимательства, выработке умений формулировать идею, разрабатывать бизнес-планы, создавать социально значимые бизнес-проекты и реализовывать их на практике.
 
В рамках проекта с 2006 г. функционируют следующие образовательные программы обучающих курсов:
·  «Школа предпринимательства для молодежи. Собственное дело» (142 часа) для учащихся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей;
·  «Школа предпринимательства и менеджмента для молодежи. Собственное дело» (156 часов) для студентов вузов, молодых специалистов.
Данные образовательные программы дают слушателям уникальный шанс:
а) овладеть основами рыночной экономики, финансовой и правовой грамотностью;
б) научиться искусству управления личными финансами;
в) освоить культуру делового общения;
г) развить в себе лидерские качества;
д) успешно стартовать в мире бизнеса;
е) открыть собственное дело.
Учебный процесс обеспечивают:
·  высококвалифицированные преподаватели Белорусского государственного университета (БГУ), Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ), Белорусского государственного аграрного технического университета (БГАТУ), Белорусского национального технического университета (БНТУ),
·  успешные бизнесмены,
·  практикующие специалисты.
 
 
Международное
сотрудничество
Налажено взаимодействие с:
·  факультетом глобальных процессов и факультетом психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
·  лабораторией воспитательных технологий и молодежной политики ИППК Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
·  факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета;
·  Российским государственным социальным университетом;
·  Международным славянским институтом им. Г.Р. Державина.
 
 
Центр сегодня
Ключевым направлением деятельности Центра выступает осуществление поставленной в Программе перспективного развития Белорусского государственного университета на 2011–2015 годы задачи «Проведение научных исследований, направленных на обеспечение молодежной политики в Республике Беларусь и воспитательного процесса в БГУ», а также внедрение полученных научных результатов в образовательную практику.
Научно-исследовательская работа Центра направлена на выполнение Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в части научного обоснования форм организации национальной системы делового образования.
Центр регулярно предоставляет аналитические материалы исследований по проблемам реализации государственной молодежной политики Информационно-аналитическому Центру при Администрации Президента, Национальному собранию Республики Беларусь, Министерству образования Республики Беларусь.
 
 
Адрес
220072, г. Минск, ул. Академическая, 25, каб. 908, 910
Телефон
284-00-23
Факс
284-00-11
начальник учебно-научного Центра системных исследований проблем молодежи экономического факультета
Шумская Любовь Ивановна, доктор психологических наук, профессор
тел.: 284-00-23
email: Shumskaya@bsu.by
адрес: 220072, г. Минск, ул. Академическая, 25, каб. 908