Рус Бел Eng De Cn Es
Инновационные методы исторического факультета
Инновационные методы в учебной и учебно-методической работе исторического факультета Белорусского государственного университета
 

Начиная с 2000-х годов, исторический факультет входил в немногочисленное число экспериментальных факультетов БГУ, где опробовались новые учебные и учебно-методические технологии. Так, уже в 2004 г. Совет факультета утвердил ряд Положений, разработанных Учебно-методической комиссией: «Положение об управляемой самостоятельной работе студентов исторического факультета», «Положение о рейтинговой системе организации учебного процесса на историческом факультете БГУ», «Положение о модульно-рейтинговой системе организации усРС». Основные предложения исторического факультета вошли в практику университета. Рейтинговая и модульно-рейтинговая системы внедрены в преподавательскую практику факультета и на дневной, и на заочной формах получения высшего образования.

 
В настоящее время в учебно-методической работе используются разнообразные инновационные формы информационно-коммуникативных технологий. Это: деловые игры (см. ссылку «Деловая игра»); проведение студентами экскурсий; работа студентов во время археологических, этнографических и других практик; привлечение студентов к НИРС (участие студентов в научных конференциях и круглых столах, проводимых кафедрами факультета; успешное участие студентов, магистрантов и аспирантов в различных конкурсах научных работ). Инновационными формами является работа различных научных кружков с использованием компьютерных технологий. Например, на кафедре истории России работает кружок «Актуальные проблемы восточнославянской истории (историческая картография)», в рамках которого всем заинтересованным студентам и аспирантам исторического факультета БГУ предлагается пройти курс обучения по созданию исторических карт в электронном виде (см. ссылку «Кружок по истории России»). Активно используется тестирование на основе различных компьютерных технологий, в том числе и в системе e-University. Применяются различные элементы дистанционного обучения, на пример на платформе Moodle.
 

Инновационным является внедрение в учебный процесс метода порфолио (см. ссылку «Портфолио») и метода проектов. Метод порфолио ‑ это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов. С одной стороны, эти материалы представляют собой результат, продукт образовательной деятельности. С другой стороны, они содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности. Технология портфолио – это организация оценивания студентом успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одногруппников, педагогов, кафедры и факультета, тестовых центров, общественных организаций и научных сообществ и др.). Все это предназначено для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовленности данного студента и дальнейшей коррекции процесса обучения.

 

Активно используется и метод проектов (см. ссылку «Метод проектов»). Проектный метод — это система обучения, в которой знания и умения студенты приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера (проектов). В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская  деятельность студентов. Проектное обучение является одним из способов развития компетентностей в образовании. К настоящему времени проектное обучение стало признанной во всем мире методологией практико-ориентированной модели образования. Несмотря на то, что метод не является новым — ему без малого сто лет — он активно востребован современной педагогикой. В образовательных сферах, использующих информационно-коммуникационные технологии, этот метод начал использоваться более 20 лет назад. Этот метод успешно реализуется на факультете в процессе создания электронных образовательных изданий (ЭОИ). ЭОИ после проектирования и разработки проходят апробацию и внедряются в учебный процесс. Разработки носят характер междисциплинароности (история, информационные технологии, педагогика).

 
Используется семь этапов проектной деятельности. Сначала определяется коллектив и темы проект, обсуждаются модели проекта. Следует отметить, что в состав творческих коллективов входят и преподаватели, и студенты. Далее развивается активный творческий процесс взаимодействия преподавателей и студентов. Затем следует разработка структурно-логической схемы проекта и начало формирования аннотации проекта; сбор данных для информационно-демонстрационной части проекта (текст, иллюстрации, аудио-, видео-, анимация) и формирование остова (основы) для лекционных презентаций и УСР (для линии времени, СНМ-справочника, виртуальной галереи, электронного словаря, E-book), выбор программного обеспечения; составление заданий для практической и контролирующей частей проекта; выбор программного обеспечения для практики и контроля; формирование ветта-версии проекта (структура, соподчинение, оформление, шрифты, распределение информации по основной и вспомогательным гиперплоскостям слайд-фильма; реализация всех форм тестовых заданий (по 2‑3); формирование мини-коллекции данных на основные даты линии времени; верстка электронной книги; создание галереи и словаря и т. п.); предоставление преподавателю(ям) целостного проекта (с возможностью корректировки до сессии / экзамена); создание сопроводительной документации (для студентов ‑ отчета).
 
Отдельные ЭОИ были востребованы и внедрены не только на историческом, но и на других факультетах БГУ, школах и вузах Республики Беларусь и за ее пределами (РФ и Украина). С отдельными результатами проектной деятельности можно познакомиться (см. ссылку «Электронные учебные издания»). Активно используют этот метод преподаватели кафедры истории России и кафедры источниковедения. Два доцента факультета прошли очно-дистанционный оргдеятельностный курс «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», автором и ведущим которого являлся ректор Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук А. Д. Король. В связи с полученным бесценным опытом и наработками в учебный процесс внедряются открытые эвристические задания, разрабатываются и проводятся занятия эвристического типа. Таковы основные инновационные методики, используемые в учебном процессе исторического факультета.
 
Метод проектов. Попова Е.Э., Липницкая О.Л.Деловая игра. Попова Е.Э., Липницкая О.Л.Кружок «Актуальные проблемы восточнославянской истории» (историческая картография). Темушев С.Н.Электронное учебное издание "Шедевры иконописи Беларуси" (аннотация)Электронное учебное издание "Университетоведение" (аннотация)Электронное учебное издание "Украина в первой половине XIX века" (аннотация)Электронное учебное издание "Россия в Первой мировой войне" (аннотация)Электронное учебное издание "Отмена крепостного права в России" (аннотация)Электронное учебное издание "Общественно политическая борьба в России во второй половине XIX века" (аннотация)Электронное учебное издание "Немецкий оккупационный режим Беларуси" (аннотация)Электронное учебное издание "Менск і Мінск" (аннотация)Электронное учебное издание "Культура России первой половины XIX века" (аннотация)Электронное учебное издание "Культура России второй половины XIX - начала ХХ веков" (аннотация)Электронное учебное издание "Кавказская война 1817-1864" (аннотация)Электронное учебное издание "История картографии" (аннотация)Электронное учебное издание "Жизнь средневекового города Западной Европы" (аннотация)Электронное учебное издание "Дипломатика" (аннотация)Электронное учебное издание "Движение декабристов" (аннотация)Электронное учебное издание "Внутренняя политика Николая I" (аннотация)Электронное учебное издание "Внешняя политика России во второй половине 19 века" (аннотация)Электронное учебное издание "Беларусь старажытных часоў" (аннотация)Электронное учебное издание "Беларусь в Великой отечественной войне" (аннотация)Электронное учебное издание "Архивы ближнего зарубежья" (аннотация)Электронное учебное издание "Авннгард в западноевропейской живовиси первой трети XX века" (аннотация)Электронное учебное издание "25 лет СНГ" (аннотация)Портфолио Скакун Л.С. Магистр гуманитарных наук. Окончила исторический факультет БГУ по специальности Музейное дело и охрана историко-культурного наследия. Портфолио Голета О.А. студентка исторического факультета БГУ.Портфолио Кандыба И.А., студент исторического факультета БГУ, отделение архивоведения, специализация историческая информатика.Портфолио Королевич Т.А., студентка исторического факультета БГУ, отделение историко-архивоведение, специализация историческая информатика.