Рус Бел Eng De Cn Es
CVОсновные публикацииТексты публикаций
Основные публикации

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

1994    1995    1996    1997    1998    2000    2001    2002    2003
2004    2005    2006    2007    2008    2009    2011    2012    2013    2014    2015    2016     2017

1994 год

1. Гусаковский М.А. Анализ социокультурной ситуации в образовании Беларуси: проблема метода // “Фактары станаулення i раз-вiцця нацыя-нальнай школы Беларусi”. Мат. навук.-практ. канф., 11-13 мая 1994. IПК адукацыi, с. 18-32.

2. Гусаковский М.А. Концепция национальной школы Беларуси (в соавторстве) // В сб.: “Фактары станаулення i развiцця нацыя-нальнай школы Беларусi”. - Мн., 1994, с. 104-155.

3. Гусаковский М.А. Культура i цывiлiзацыя (в соавторстве)// “Асновы фiласофii” – кiр. аут. кал. Бадакоу А. В., Кiрвель Ч.С. i iнш. Гродна: ГрДзярж. ун-т. 1994, с. 201-216.

4. Гусакоўскі М.А. Мадэль нацыянальнага гуманiтарнага лiцэя / А.А. Палоннiкaў, М.А. Гусакоўскi, Л.П. Барщэўскi, В.Р. Вячорка, В.Г. Колас // Адукацыя i выхаванне, 1994, № 5. — С. 27-38.

1995 год

5. Гусаковский М.А. Национальная идентификация как проблема национальной школы Беларуси // В сб.: “Основные направления реформы общеобразовательной школы Беларуси” (Мат-лы нац. совещания, 2-4 марта 1995 г.). – Мн.: НИО 1995, с. 66-71.

6. Гусаковский М.А. Баяцца цi не баяцца? // “Пачатковая школа” № 2, 1995, с. 6-8.

7. Гусаковский М.А. Педагогика в поисках новой парадигмы образования // “Адукацыя i выхаванне”. № 4, 1995, с. 39-42.

8. Гусаковский М.А. Практикум по философии (для отделения мед. сестер ) (в соавторстве). Гродно: ГрГос.мед. ун-т, 1995. 22 с.

9.  Гусаковский М.А. Што ж развiвае развiццевае навучанне? // “Пачатковая школа” № 5-6, 1995, с. 5-6.

1996 год

9.  Гусаковский М.А. Культурологический подход в педагогике // Реформирование национальной системы образования. Методологические основы и поиск путей практической реализации: / Материалы международной научно-практической конференции (Минск, 25-26 января 1996 г.). Мн.: НИО, 1996, с. 29-38.

10. Гусаковский М.А. (в соавторстве) Модуль "Рефлексивный анализ педагогических ситуаций" // Материалы международной научно-практической конференции "Повышение квалификации в развивающемся образовательном пространстве: инновационные модели учебного процесса" (Минск, 19-21 ноября 1996 г.). Мн.: ИПК и ПРР и СО, 1996, с. 26-50.

11. Гусаковский М.А. Антропологический кризис и проблема гуманитарного образования // В кн.: Система гуманитаризации системы образования в Республике Беларусь: концептуальные основы, модели, уровни, управление: Тез.докл. участников междунар. научн.-практич. конф. 18-19 ноября 1996 г. Мн.: РИВШ, 1996, с. 60-61.

12. Гусаковский М.А. (в соавторстве) Рефлексивный анализ педагогических ситуаций./ Сб.мат-лов междунар.научно- практ.конф. "Повышение квалификации в развивающемся образовательном пространстве: инновационные модели учебного процесса" (Минск, 19-21 сентября 1996 г.) - Мн.: ИПК образования, 1996.--C.26--50.

13. Гусаковский М.А. О взаимоотношении общества и государства (проблема образовательной политики в современных условиях) // В кн.: Трансформация образовательных систем: оценка, проблемы, перспективы: / Тез. докл. Междунар. науч.-практич. конф. 29-30 октября 1996 г. Мн.: НИО, 1996, с.46-48.

14. Гусаковский М.А. Педагогическая поддержка по О.С. Газману // «Праблемы выхавання». Выпуск 5, 1996. с. 21-32.

15. Гусаковский М.А. Педагогический бюллетень "Пед-Инфо" (Вступ. стат.) // "ПедИнфо'96. Бюллетень педагогической информации. Вып. 1. Мн. 1996. с. 3-9.

1997 год

16. Гусаковский М.А. (в соавторстве) БГУ : университетское образование в условиях смены образовательных парадигм: Материалы науч. - практ. конф. (Минск, 10 - 12 декабря 1997 г.)/ Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ; Под ред. М. А. Гусаковского, В. В. Наумова, А. А. Полонникова. Мн. Белгосуниверситет,1997. 268 с.

17. Гусаковский М.А. Аналитическая записка по итогам Международной научно-практической конференции "Повышение квалификации в развивающемся образовательном пространстве: инновационные модели учебного процесса" / Экспертиза образовательных проектов: Материалы Международной научно-практической конференции "Повышение квалификации в развивающемся образовательном пространстве: инновационные модели учебного процесса" (Минск, 19-21 ноября г.) / М-во образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. Под ред. М. А. Гусаковского и Б. В. Пальчевского. Мн., 1997 г. С.119-125 (в соавторстве)

18. Гусаковский М.А. (в соавторстве) БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм: Материалы науч. - практ. конф. (Минск, 10 - 12 декабря 1997 г.)/ Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ; Под ред. М. А. Гусаковского, В. В. Наумова, А. А. Полонникова. Мн. Белгосуниверситет,1997. 268 с.

19. Гусаковский М.А. Об открытости индивида новому опыту // Адукацыя i выхаванне. 1997, №8. С.84-88.

20. Гусаковский М.А. Университетское образование: перспективы развития // В кн.: БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм: Материалы науч. - практ. конф. (Минск, 10 - 12 декабря 1997 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ; Под ред. М. А. Гусаковского, В. В. Наумова, А. А. Полонникова. – Мн. Белгосуниверситет, 1997 – с. 41-48.

21. Гусаковский М.А. Экспертиза образовательных проектов: Материалы Международной научно-практической конференции "Повышение квалификации в развивающемся образовательном пространстве: инновационные модели учебного процесса" (Минск, 19-21 ноября 1996г.) / М-во образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. Под ред. М. А. Гусаковского и Б. В. Пальчевского. Мн., 1997. 134 с.

22. Гусаковский М.А. Экспертиза образовательных проектов: послесловие к перспективам развития / Экспертиза образовательных проектов: Материалы Международной научно-практической конференции "Повышение квалификации в развивающемся образовательном пространстве: инновационные модели учебного процесса" (Минск, 19-21 ноября 1996г.) / М-во образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. Под ред. М.А.Гусаковского и Б.В. Пальчевского. Мн., 1997. С.3-6.

23. Гусаковский М.А. Экспертное заключение на проект "Ценности культуры в современном образовательном процессе"/Экспертиза образовательных проектов: Материалы Международной научно-практической конференции "Повышение квалификации в развивающемся образовательном пространстве: инновационные модели учебного процесса" (Минск, 19-21 ноября 1996г.) / М-во образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. Под ред. М. А. Гусаковского и Б. В. Пальчевского. Мн., 1997. С.70-78.

1998 год

24. Гусаковский М.А. Кризис репрезентации и проблема университетского образования // Вузовская наука, промышленность, международное сотрудничество: Материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф., 14-16 октября 1998 г., Минск: В 2 ч.Ч.1./ Под ред. В.Н. Попка. – Мн.:БГУ,1998. – С.95-99.

25. Гусаковский М.А. Личность как открытая система в структуре образования // Система гуманитаризации образования в Республике Беларусь. Тезисы докладов 2-ой международной научно-методической конференции 1-2 декабря 1998 г., Ч.2.— Мн.: РИВШ, 1998.-- С.14-16.

2000 год

26. Гусаковский М.А. О различных стратегиях понимания в образовании // Университетское психологическое образование: оценка ситуации и возможные перспективы. Материалы проблемно-разработческого семинара, Минск, 21-23 сентября 2000 г. / Под ред. А. А. Забирко, М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова, и др. – Мн.:Технопринт, 2000. – С.8-10.

27.  Гусаковский М.А. Университет в поисках нового образа научности // Наука и образование на пороге III тысячелетия: Тезисы докладов Международного конгресса (г.Минск, 3-6 октября 2000 г.). В 2-х книгах. Кн.1. — Мн., 2000. — С. 10—11.

2001 год

28. Гусаковский М.А. От классического университета к неклассическому // Выбраныя навуковыя працы БДУ у 7 т. Т.1. Педагогiка, псiхалогiя, сацыялогiя, фiласофiя. — Мн.: БДУ, 2001. — С. 26—41. (в соавторстве)

29. Гусаковский М.А. Образование и рациональность // Онтология возможных миров и структуры повседневности. Тезисы научной конференции. Санкт-Петербург, 14—16 ноября 2001 г. — СПб., 2001, — С. 199—200.

30. Гусаковский М.А. Ребенок в понимании взрослого // Первое сентября. — 2001. — № 56, 18 августа. — С. 4—5.

31. Гусаковский М.А. Университет как центр культуропорождающего образования // Образование в современной культуре / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ; Под ред. М.А.Гусаковского. – Мн.: Технопринт, 2001, - с.7-32.

2002 год

32. Гусаковский М.А. Образовательная среда как система диспозиций // Вузовская наука, промышленность, международное сотрудничество: Материалы 4-й Междунар. Науч.-практ. конф., Минск, 17-18 окт. 2002 г.: В 2 ч. Ч 1 Отв. ред. Ю.В.Сидоренко.— Мн.: РИВШ БГУ, 2002. — 133-134.(в соавторстве)

33. Гусаковский М.А. На пути к новому самоопределению белорусского университета // Настаунiцкая газета, 2002.

34. Гусаковский М.А. Об образовательном знании // В поисках нового университета (Альманах № 2) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ / Под ред. М.А.Гусаковского. – Мн,: БГУ, 2002. С.6-20.

35. Гусаковский М.А. Открытие мира детства //Первое сентября, 14, 09,2002; №62, 2002. – С. 2.

36. Гусаковский М.А. Понимание мира детства //Первое сентября №79, 2002. – С. 2.

37. Гусаковский М.А. Приключения разума в культуре и судьба университетской идеи. // Идея университета: парадоксы самоописания / Сб. мат-лов третьей междунар. Научно-практич. конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению» (29-30 апреля 2002 г., Минск) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования; Под ред. М.А.Гусаковского, А.А.Полонникова. – Мн., Пропилеи, 2002.

38. Гусаковский М.А. (в соавторстве) Интеллектуальная автономия студента / Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. мат-лов конференции (Минск, 1-3 марта 2001 г.). – Мн,. Пропилеи, 2002, с.20-26.

2003 год

39. Гусаковский М.А. Многоступенчатое образование в разных измерениях. – Многоступенчатое университетское образование: от эффективного преподаванию к эффективному учению. Материалы четвертой международной научно-практической конференции 14-16 мая 2003 г. – Мн.: Пропилеи, 2003. – С. 8 -- 17.

40. Гусаковский М.А. Образование и вымысел. // Тезисы научной конференции. «Рациональность и вымысел». Санкт-Петербург, 12-14 ноября 2003. – СПбГУ, 2003. -- С.205 -207.

2004 год

41. Гусаковский М.А. К осмыслению образовательного знания // Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. – Мн.: БГУ, 2004. – 279 с. С. 63 - 84 (В соавторстве).

42. Гусаковский М.А. От классического университета к неклассическому// Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. – Мн.: БГУ, 2004. – 279 с. (в соавторстве)

43. Гусаковский М.А. Качество университетского образования // Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. – Мн.: БГУ, 2004. – 279 с. (В соавторстве).

44. Гусаковский М.А. Культуропорождение как базовый процесс отношения человека с культурой. // Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. – Мн.: БГУ, 2004. – 279 с. (В соавторстве). С. 38 – 62. С. 174 – 181.

45. Гусаковский М.А. Образование как практика культуропорождения // Живая педагогика: Открытость. Культура. Наука. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций». – М.: Народное образование, 2004. 272 с. -- С. 212 – 219; 69 – 77.

46. Гусаковский М.А. Предисловие от редактора //Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. – Мн.: БГУ, 2004. – 279 с. С. 7 – 10

47. Гусаковский М.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы исследования и практика организации. // Белорусский государственный университет: перспективы развития. Сб. материалов заседания Ученого совета БГУ (24 июня 2004). 180 с. С. 84 – 94.

48. Гусаковский М.А. (в соавторстве) Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. – Мн.: БГУ, 2004. – 279 с.

2005 год

49. Гусаковский М.А. Идея университета / "Ведомости НИИ ПЭ", -- Тюмень, Тюменский нефтегазовый университет, 2005. – 10 стр.

50. Гусаковский М.А. Образование, массмедиа и свобода //Рациональность и свобода. Научно - теоретическая конференция 16 - 18 ноября 2005 года. Санкт-Петербург 2005. -- СПб., СПб. университет, 2005, 3 стр.

51. Гусаковский М.А. Предисловие редактора // Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. М.Н. Голубевой; ред. Перевода А.М. Корбут; под общ. ред. М.А.Гусаковского. – Мн.: БГУ, 2005. – 104 с. – Мн.: БГУ, 2005. – 104 с., с.3-12.

2006 год

53. Гусаковский М.А. Социокультурная идентичность как задача воспитания //Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей: состояние и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практич. конф., 11 – 12 мая 2006 г. НДОЛ «Зубренок» /отв. ред. С.С. Кашлев — Мн.: Паркус плюс, 2006. — 364 с. С. 24 – 30.

2007 год

54. Гусаковский М.А. Инновационная культура и мышление будущего педагога // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: методология, теория, практика: материалы III Междунар. Науч.-практ. Конф. Г. Минск, 7-8 декабря 2006 г. / Бел. Гос. Пед. Ун-т им. М.Танка; редкол. И.И.Казимирская. – Минск, 2007. – с.12-13.

55. Гусаковский М.А. Критерии оценки качества современного университетского образования // Управление качеством высшего образования в условиях перехода к двухступенчатой системе подготовки кадров: Материалы Международной науч.-практ. конф. (Минск, 6–7 июня 2007 г.) / Отв. Ред. В. В. Самохвал. – Мн.: БГУ, 2007. – С. 30-34. (в соавт.)

56. Гусаковский М.А. Инновационная образовательная программа университета и система качества // Управление качеством высшего образования в условиях перехода к двухступенчатой системе подготовки кадров: Материалы Международной науч.-практ. конф. (Минск, 6–7 июня 2007 г.) / Отв. Ред. В. В. Самохвал. – Мн.: БГУ, 2007. – С. 35-39.

57. Гусаковский М.А. Образование и коммуникация // Мат-лы конфер. «Рациональность и коммуникация. – С.-Пб., 2007 г.

58 Гусаковский М. А. Мультикультуральность и возможные стратегии идентичности в современном образовании. Философия и социальные науки. Научный журнал. – 2007, №1.

2008 год

59. Гусаковский М.А. Инновационное образование и практическое знание в университете // Мат-лы междунар. научно-практ. конф. «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике бБеларусь и за рубежом. Под ред. И. В. Войтова. Мн: ГУ «БелИСА», 2008. С. 131-132.

60. Гусаковский М.А. От редактора // Ридингc. Университет в руинах. Мн.: БГУ. 2008. С. 3-10.

61. Гусаковский М.А. Предисловие // Сб. мат-лов междунар. конф. «“Политики субъективации” в университетском образовании» (Минск, 2-3 октября 2008 г.). Мн.: БГУ, 2008. С.5-25.

62. Гусаковский М.А. Университет как педагогический проект // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: Тезисы докладов II Международного конгресса (14-16 мая 2008 г. Минск). В 2 т. Т. 1. Отв. ред. Р.С.Пионова. Минск: МГЛУ, 2008. С.34-35.

63. Гусаковский М.А. Философские подходы к определению категории «качество образования» // Управление качеством образования: теория и практика / под ред. А.И. Жука, Н.Н. Кошель. – Минск, Зорны верасень, 2008. с. 82-91.

2009 год

64. Гусаковский М.А. Предисловие редактора // Университет в руинах / Б. Ридингс; пер. с англ. А.М. Корбута; под общ. Ред. М.А. Гусаковского. – Минск: БГУ, 2009. – с.3-13.

2011 год

65. Гусаковский М.А. (в соавторстве) Критерии оценки качества современного университетского образования. // Университет в перспективе развития: Социологические исследования современных проблем университетского образования. – Альманах №6. Под ред. М.А. Гусаковского, А.В. Барченок. – Мн.: БГУ, 2011,-- 143 с. – С. 139 – 145

66. Гусаковский М.А. Современный университет – место встречи информационной и мировоззренческой культур // Менеджмент вузовских библиотек. Роль библиотеки университета в формировании информационной культуры специалиста XXI века: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф., 12 – 14 окт. 2011 г. , г. Минск / Белорус. гос. ун-т, Фундам. б-ка; редкол.: П.М. Лапо (отв. ред.) [и др.]; под науч. ред. А.В. Рубанова. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2012. − С. 74 – 81.

2012 год

67. Гусаковский М.А. Участие университета в международных рейтингах как фактор повышения качества образования // Совершенствование образования в современном вузе: теория, практика, анализ и оценка. – Международная конференция/ Белорус. гос. ун-т, Мн.: Изд. центр БГУ, 2012. – C. 18-37. 

2013 год

68. Гусаковский М.А. Коллективная творческая деятельность как перформатив и ее воспитательные возможности. // Карминские чтения –2013. Материалы Международной научно – практической конференции «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности». 5 - 7 ноября, 2013 г. – СПб. Айсинг. – 346 с. – С.107 – 113.

67 Гусаковский М.А. «Формирование отношения к себе как педагогическая задача» // Международная научно – практическая конференция: «Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования» 13 – 14 июня 2013 г. ОЦ «Большая Перемена». Москва.

68. Абламейко, С. В., Гусаковский, М. А.  Участие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов [Текст] / С. В. Абламейко, М. А. Гусаковский // Высшее образование в России . - 2013. - № 5. - С. 3-12.

69. Гусаковский М. А. Пять вопросов к сборнику «Концепции образования» // Концепции образования./Под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. – Мн.: БГУ − 2013. − С. 5 – 11.

70. Гусаковский М.А., Полонников А.А. Концепция неклассического университета // Концепции образования // Под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. – Мн.: БГУ -- 2013.  − С. 128 – 169.

71. Гусаковский М.А. К проблеме человека в философии Г.В. Плеханова // Русский марксизм. Георгий Валентинович Плеханов. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) [Текст] : [сборник биографической информации] / Рос. акад. наук, Ин-т философии [и др.] ; под ред.: А. В. Бузгалина, Б. И. Пружинина. - Москва : РОССПЭН, 2013. - 590 с. . Серия: Философия России первой половины XX века.; С. 49 – 72.

72. Гусаковский М. А., Краснов Ю. Э., Полонников А. А. Концепция национальной школы Беларуси // Концепции образования. / Под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. – Мн.: БГУ − 2013.  − С. 11 – 75.

73. Гусаковский М. А. ( в соавторстве). Концепция института повышения квалификации как центра развития образовательных практик // Концепции образования. /Под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. – Мн.: БГУ − 2013. – Оптический диск. − С. 76 – 127. 

                                                                                                      2014 год

74. Гусаковский М.А. Педагогика И.П. Иванова: анализ и реконструкция идей // Научно-технические ведомости  СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки №1, 2014. C. 180-183.

75. Гусаковский М.А. Самоопределение «по жизни» как педагогическая задача // Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 20-21 июня 2014 г., Москва / Под ред. Н.В. Касициной. – М.: ПРОБЕЛ-2000. – С. 3 − 11.

2015

76.  Гусаковский М.А. О воспитании в современном университете: смена правил игры // Высшее образование в России • № 1, 2015. С. 76-86.

77. Гусаковский М.А. Самоопределение в культуре и практики взросления // Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования: материалы III Международной научно-практической конференции (г. Москва, 23–24 апреля 2015 г.) / редколл.: Н.Н. Михайлова [и др.]. – Москва: Пробел, 2015. – 420 с.—с. 10 – 22.

 78. Гусаковский М.А. Университет в мировом научно-образовательном пространстве. (в соавт.) Университет в современном обществе: БГУ в стране и мире,/ С.В. Абламейко (и др.); под общ. ред.акад. С.В. Абламейко. – Минск: БГУ, 2015. – 311 с., Раздел 4. –С. 166 – 209.

2016

79. Гусаковский М.А. Парадоксы гуманизма и педагогика О.С. Газмана// Cоциальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 21–23 апреля 2016 г.) / редколл.: Н.Н.Михайлова [и др.]. – Москва: Пробел, 2016. – 372 с. – C. 17-29.

80.   Гусаковский М.А. Мышление об образовании и мышление в образовании» // Полидисциплинарное видение социокультурных вызовов школе: дополнительность и оппозиции [Текст] : материалы круглого стола, 29 июня ‒ 1 июля 2015 года / [науч. ред. С. Д. Поляков]. ‒ Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2016. ‒ 128 с.

 

 

                                                                                         2017

81. Гусаковский М.А. Множественность феномена «Я» и гуманитарные технологии в образовании: моменты единства и различия // Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования: материалы V Международной научно-практической конференции, Москва, 20–22 апреля 2017 г. / под ред. Н.Н. Михайловой и И.В. Хромовой. – М.: Пробел-2000, 2017. – 384 с. -- С. 13—25.

82. Гусаковский М.А. Педагогика Марии Монтессори: моменты развития в современных условиях,//IV научно-практической конференции "Санкт-Петербургские Монтессори-чтения".2017. 27-28 октября 2017.

83. Гусаковский М.А. «Забота» как педагогический принцип педагогики И.П. Иванова. //Всероссийская научно- практическая конференция с международным участием «Социальное творчество в современном образовании (к столетию академика АПН СССР Игоря Петровича Иванова)». Санкт-Петебург, 2-3 ноября , 2017.

84. Гусаковский М.А. Забота о себе – концепт воспитания// Международная научная конференция «”Забота о себе” как образовательная практика современного классического университета». // Международная научноая конференция «”Забота о себе” как образовательная практика современного классического университета». – Томск, Томский государственный университет, 2017.  13 с.

85. Гусаковский М.А. Про мышление в образовании // «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России : научно-практическая интернет-конференция с международным участием (Москва, ноябрь-декабрь 2016 г.) / Под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. — 273 с. ISBN 978-5-91955-064, С. 179—185.

86. Гусаковский, М. А. Курс философии образования для педагогических специальностей в университете / М. А. Гусаковский // Научно-методическое обеспечение университетского образования: история и перспективы развития : сборник научных статей Междунар. науч.-прак. интернет-конф. «Научно-методическое обеспечение университетского образования: история и перспективы развития», Минск, 26–27 октября 2017 г. / Белорус. гос. ун-т, Центр проблем развития образования Гл. упр. учеб. и науч.-метод. работы ; редкол. : В. В. Самохвал (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2017. – С. 128–133.