Рус Бел Eng De Cn Es
Из истории становления в БГУ кафедры педагогики
Из истории становления в БГУ кафедры педагогики

В 1925 году на педагогическом факультете Белорусского государственного университета была открыта кафедра педагогики. В указанный период для организации учебно-методической и научно-исследовательской работы кафедры были приглашены многие ведущие ученые из Москвы, Петрограда и других городов: С.М. Ривес, И.М. Соловьев, С.М. Василейский, В.Н. Ивановский, П.Я. Панкевич и др. Одной из первых значимых для развития школьного образования научных работ, опубликованных учеными кафедры, была книга И.М. Соловьева "Школоведение как предмет науки". В то время кафедра педагогики, прежде всего, обеспечивала учебный процесс педагогического факультета, состоявшего из четырех отделений: социально-исторического, этнолого-лингвистического, физико-математического и естественного. В 1932 году педагогический факультет БГУ был отделен от университета и на его базе организован Минский педагогический институт, в создании которого принимали активное участие преподаватели кафедры педагогики БГУ.       

В 1946 году в БГУ была создана общеуниверситетская кафедра педагогики и психологии, которую возглавил доцент Л.В. Шашков. В 40 - 50 годы сотрудники кафедры работали над совершенствованием подготовки специалистов для народного хозяйства и, в частности, педагогических кадров для системы образования республики; активно разрабатывали психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в советской школе. В 50-е годы в университете были начаты исследования проблем педагогики высшей школы, обоснования содержательно-технологического обеспечения учебного процесса в вузе. В это время в БГУ состоялась первая научно-практическая конференция по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, которая способствовала обобщению исследований в области высшего образования, обмену опытом научно-методической работы в университете. В 1964 - 1972 годах кафедру педагогики БГУ возглавил член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, профессор С.А. Умрейко, положивший начало исследованиям истории педагогики в Белоруссии. Затем заведующими кафедрой в разные годы были: доктор педагогических наук, профессор М.У. Пискунов (1972 -1988 гг.), плодотворно исследовавший проблемы трудового воспитания и политехнизма в обучении, педагогики высшей школы; доктор педагогических наук, профессор В.Н. Наумчик (1989 - 1994 гг.), разрабатывавший проблемы дидактики, частных методик преподавания; доктор пед.наук, профессор А.П. Сманцер (1994 - 1999 гг.) - заслуженный деятель науки Республики Беларусь, занимающийся проблемами преемственности в системе непрерывного образования, совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров, воспитания и превентивной педагогики. С 1999 г. по н/в кафедру возглавляет доктор педагогических наук, профессор О.Л. Жук, которая исследует проблемы модернизации высшего образования (в том числе педагогического) в современных социокультурных условиях, повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе, проектирования научно-методического обеспечения (в том числе на электронной основе) образовательного процесса вуза.

За время существования кафедры ученые и преподаватели внесли большой вклад в становление и развитие педагогической науки в стране, национальной системы образования, исследование проблем обучения и воспитания молодежи, подготовки педагогических кадров. Накоплен большой опыт в разработке содержания и научно-методического обеспечения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей (преподавателей) в классическом университете. Это позволило в 70-е годы открыть на ряде факультетов БГУ научно-педагогические потоки. В 80-90-е годы преподавателями кафедры педагогики решались задачи преемственности в обучении школьников и студентов; обоснования и реализации концепции педагогического образования в классическом университете; разработки содержательно-методического обеспечения образовательного процесса в учебных заведениях нового типа; обоснования двухступенчатой системы подготовки кадров в высшей школе.