Версия для слабовидящих
Рус Бел Eng De Cn Es
Curriculum Vitae

СокольчикI. Представление
Заведующий кафедрой доуниверситетской подготовки
Кандидат педагогических наук
Рабочие телефоны: 284-00-09

E-mail: i.sockolchick@yandex.ru
Почтовый адрес: 220030, г.Минск, пр-т Независимости, 4, БГУ, ФДО

II. Профессиональная деятельность
Образование:
1987 - 1993 гг.: Белорусский государственный университет, филологический  факультет, специальность «Русский язык и литература», квалификация филолог, преподаватель русского языка и литературы.

Дополнительное образование:
1994 - 1996 гг.: Минский государственный институт усовершенствования учителей, специальность «Английский язык», квалификация учитель английского языка.

Повышение квалификации:
2004 г.: Государственное учреждение образования «Республиканский институт  высшей школы», программа « Перспективы развития довузовского образования».
2005 г.: Государственное учреждение образования «Республиканский институт  высшей школы», программа «Основы теории и методики педагогических измерений».
2005 г.: Государственное учреждение образования «Республиканский институт  высшей школы», программа «Компьютерная грамотность преподавателя».
2010 г.: Государственное учреждение образования «Республиканский институт  высшей школы», программа «Кафедра в системе менеджмента качества высшего учебного заведения».

2011г. Государственное учреждение образование «Республиканский институт высшей школы», программа«Язык как средство межкультурной коммуникации и поликультурного образования современного специалиста»

2015г. Государственное учреждение образование «Республиканский институт высшей школы», программа
 «Информационные компьютерные технологии в образовании. Базовый уровень»

Профессиональная карьера:
1992 - 1998 гг.: средняя школа № 1 г. .Минска, учитель русского языка и литературы.
1998 - 2003 гг.: Белорусский государственный университет, факультет доуниверситетского образования, преподаватель кафедры доуниверситетской подготовки и профориентации молодежи.
2003 - 2006 гг.: Белорусский государственный университет, факультет доуниверситетского образования, доцент кафедры доуниверситетской подготовки и профориентации молодежи.
2006 - 2009 гг.: Белорусский государственный университет,Государственное учреждение образования «Институт непрерывного  образования», доцент кафедры доуниверситетской подготовки.
С августа 2009 г. по настоящее время: Белорусский государственный университет, факультет доуниверситетского образования, заведующий кафедрой доуниверситетской подготовки.

Организационно-методическая работа
С 2009 г. - Белорусский государственный университет, факультет доуниверситетского образования, член Совета факультета, член учебно-методической комиссии, ответственный секретарь приемной комиссии на  подготовительное отделение  для белорусских граждан факультета доуниверситетского образования.

III. Педагогическая и научно-методическая работа
Читаемые курсы
- Русский язык
- Русская литература

Научно-методическая работа
Участие в разработке и внедрении процесса «Довузовская подготовка» СТУ ОП 7.5-06-01-2010 Система менеджмента качества БГУ/ В.М. Молофеев и др. – Минск: БГУ, 2010.
Участник редакционного  совета сборника «Актуальные проблемы довузовского образования: проблемы содержания и технологии обновления довузовского образования» (выпуск 2).

IV. Награды, премии, почетные звания
2010 г.: Занесена на Доску Почета Белорусского государственного университета.
2010 г.: Грамота Белорусского государственного университета (решение ректората от 22.02.2011 № 42.

2016 г. : Почетная грамота БГУ.
Научные интересы:
- Методика преподавания русского языка в средней школе.(2003г. – защищено диссертационное исследование по теме «Формирование морфологических понятий при реализации функционального подхода к изучению русского глагола в школе»,  научный руководитель - доктор педагогических наук профессор Литвинко Ф.М.)

Основные публикации

1.                     Сокольчик, И.А. Коммуникативная значимость категории наклонения глагола / И.А.Сокольчик // Коммуникативная компетенция: принципы ,методы, приемы формирования : сб. науч.ст. – Минск: Изд.центр БГУ, 2000. – Вып.2. – С. 33-37.
2.                     Сокольчик ,И.А. Формирование коммникативных умений на занятиях по русскому языку / И.А.Сокольчик //Педагогическое образование в классическом универсиетет: проблемы и перспективы : материалы Междунар. науч.- практ.конф. – Минск: БГУ,2000.- Ч.2. –С.200-204.
3.                     Сокольчик,И.А. Лингвистические предпосылки развития коммуникативной компетенции школьников при изучении видов глагола в 7 классе /И.А.Сокольчик //Народная асвета. – 2000.- №12.-С 75-82.
4.                     Сокольчик, И. А. Теоретическое обоснование функционального подхода к изучению глагола в школе / И.А.Сокольчик, Ф.М.Литвинко // Веснік БДУ. – 2001. – Сер. 4. – № 1. – С. 86-90. – 2-3.
5.                     Сокольчик, И.А. Изучение категории времени глагола в функциональном аспекте / И.А.Сокольчик // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. – Минск: БГУ, 2001. – Вып. 3. – С. 56-62.
6.                     Сокольчик, И.А. Обучение школьников стилистическим возможностям видо – временных форм глагола / И.А.Сокольчик // Метадалагічныя і метадычныя аспекты выкладання мовы і літаратуры ў школе і ВНУ: зб. навук.арт. памяці праф. В.У.Протчанкі. Вып.1/Пад. рэд. Л.А.Мурынай. – Мн.: БДУ, 2002. – С.50-55.
7.                     Сокольчик, И.А. Проблема выражения учащимися отношения действия к действительности / И.А.Сокольчик // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования:сб. науч. ст. /под ред. Л.А.Муриной, Ф.М.Литвинко. –Минск.: БГУ,2002. Вып. 4.– С. 44-48
8.                     Сокольчик, И.А. Реализация функционального подхода при изучении категории транзитивности глагола на уроках русского языка в 7 классе / И.А. Сокольчик / Русский язык: система и функционирование: материалы Междунар. науч. конф. – Минск: БГУ, 2002. – Ч. 2. – С. 89-92
9.                     Сокольчик, И.А. Формирование лингвистических понятий при изучении русского языка в средней школе/ И.А.Сокольчик, Ф.М.Литвинко// Русский язык: система и функционирование: материалы Международной конференции, 17- 18 апреля 2002 г., Минск: В 2-ух частях./отв. Ред. И.С.Ровдо. – Минск БГУ,2002 – Ч. 2. – С. 61-63.
10.                Сокольчик, И.А. Проблема глагольного управления при обучении русскому языку / И.А. Сокольчик / Е.Ф. Карский и современное языкознание: материалы междунар. Карских чтений.. / под ред. М.И.Конюшевич: В 2ч. – Гродно: ГрГУ, 2003. – Ч. 1. – С. 126-129.
11.                Сокольчик,  И.А. Роль видовременных форм глагола в логико-композиционной организации текста /И.А.Сокольчик // Метадалагічныя і метадычныя аспекты навучання мове і літаратуры ў школе і ВНУ: зб. навук. арт. / пад рэд. Л.А.Мурынай. – Вып. 2. – Мінск: БДУ, 2003. – С. 69-73.
12.                Сокольчик И.А. Функциональный подход к изучению инфинитива русского глагола в средней школе / И.А.Сокольчик // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / под ред. Л.А.Муриной, Ф.М.Литвинко. – Вып. 5. – Минск: БГУ, 2003. – С.61-65
13.                Сокольчик, И.А. Роль речевой деятельности в повышении языкового развития учащихся / И.А.Сокольчик // Инновационные методические решения в преподавании филологических дисциплин: сб. науч. ст. / под. Ред. Л.А.Муриной, Ф.М.Литвинко. – Мн.: РИВШ БГУ. – 2004. – с.48 – 52.
14.                Сокольчик, И.А. Организация работы над морфологической нормой в системе глагольных форм /И.А.Сокольчик // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / под ред. Л.А.Муриной, Ф.М.Литвинко. – Вып. 6. – Мн.: БГУ. – 2004. – с .46 – 50.
15.                Сокольчик, И.А. Развитие речи учащихся при изучении глагола / И.А.Сокольчик // Метадалагічныя і метадычныя аспекты навучання мовы і літаратуры ў школе і ВНУ: зб. навук. арт. / пад рыд. Л.А.Мурынай. – Вып. 3. – Мн.: БДУ. – 2004. – с. 30 – 34.
16.                Сокольчик, И.А. Роль понятий в формировании логического мышления учащихся / И.А.Сокольчик // Многоуровневая система подготовки филологов: организация содержания и новые технологии обучения: материалы Международной научной конференции, 16 – 17 октября 2003г. -  Минск.: Изд. центр, БГУ. – 2004 г.
17.                Сокольчик, И.А. Обогащение словарного запаса учащихся при изучении лексико-семантических групп глагола / И.А.Сокольчик // Русский язык: Система и функционирование: мат-лы Междунар. науч. конф., 18-19.05.04 г., Минск: В 2 ч. / Редкол. И.С. Ровдо (отв. Ред.) и др. – Минск.: Изд. Центр БГУ, 2004. – Ч.2. – С. 210-213.
18.                Сокольчик, И.А. Организация работы с текстом при изучении глагола / И.А.Сокольчик  // Текст в лингвистической теории в методике преподавания филологических дисциплин: мат-лы III Междунар. науч. конф., 12-13 мая 2005 г., Мозырь. В 2 ч. / отв. ред.: С.Б. Кураш, О.И. Ревуцкий, В.Ф. Русецкий. – Мозырь, УО МГПУ, 2005. – Ч. 2. – С. 129-130.
19.                Сокольчик, И.А. Дидактический материал изучения глагола в седьмом классе/ И.А.Сокольчик // Рус. яз и литература. – 2005. - № 9. – С. 37-42.
20.                Сокольчик, И.А. К вопросу об изучении категории лица глагола / И.А.Сокольчик // Метадалагічныя і метадычныя аспекты навучання мовы і літаратуры у школе і ВНУ: зб. навук. арт. / пад. рэд. Л.А. Мурынай. – Вып. 4. – Мінск: БДУ, 2005. – С. 48-53.
21.                Сокольчик, И.А. Формирование морфологического понятия о безличных глаголах / И.А.Сокольчик // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. научн. ст. / под ред. Л.А. Муриной, Ф.М. Литвинко. – Вып. 7. – Минск: БГУ, 2005. – С. 57-61.
22.                Сокольчик, И.А. Категория залога русского глагол / И.А.Сокольчик  // Е.Ф. Карский и современное языкознание: материалы Х Международ. Карских чтений, 16-17 мая 2005 г., Гродно: В 2 ч. / Отв. Ред. М.И. Конюшкевич. – Гродно: ГрГУ, 2005. –Ч.1. – С. 211-214.
23.                Сокольчик, И.А. Личностно-ориентированное обучение слушателей подготовительного отделения на занятиях по русской литературе / И.А.Сокольчик // Проблемы и перспективы развития системы доуниверситетской подготовки сельской молодежи: материалы Республ. науч.-метод. конф., г. Минск, 20-21 апреля, 2006 г. / Бел. Гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Т.А. Биченкова и др.; отв. ред.: Т.А. Биченкова, А.В. Калашникова. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 159-161.
24.                Сокольчик,И.А. Логико-исторический анализ методического наследия / И.А.Сокольчик // Метадалагічныя і метадычныя аспекты навучання мове і літаратуры ў школе і ВНУ. Зб. навук. арт. – Мінск: БДУ, 2006. – Вып. 5. – С. 77-84.
25.                 Сокольчик, И.А. Русский язык: контрольные работы для слушателей подготовительного отделения и подготовительных курсов / И.А. Сокольчик, Е.В. Кутян, Я.М. Шабанович – Минск: БГУ, 2006. – 54 с. 
26.                Сокольчик И.А. Творческие задания при изучении глагола на уроках русского языка/ И.А. Сокольчик / / Русский язык: система и функционирование: материалы III Междунар. науч. конф. – Минск: БГУ, 2006. – Ч. 2 – С. 224-227.
27.                Сокольчик, И.А. Роль упражнений аналитико-синтетического характера при изучении глагола / И.А.Сокольчик // Текст. Язык. Человек: сб. научных трудов. – Мозырь: УО МГПУ, 2007. – Ч. 2 – С. 198-199.
28.                Сокольчик,  И.А. Функциональный подход как основа речевого развития учащихся при изучении глагола на уроках русского языка / И.А. Сокольчик // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования : сб. науч. ст. – Минск: РИВШ, 2007. – Вып. 8. – С. 51-55.
29.                Сокольчик,И.А. Использование заданий в тестовой форме для контроля знаний по русскому языку / И.А. Сокольчик /Сучасныя падыходы да варыятыўнай моўнай і літаратурнай адукацыі: матэрыялы рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі. – Мінск: РІВШ, 2007. – С. 113-117.
30.                Сокольчик, И.А. Мнемонические методы при изучении русского языка / И.А. Сокольчик //Актуальные направления методики преподавания русского языка в современной социокультурной ситуации: сб научн. тр. /М-во образования Респ. Беларусь, НМУ “Нац. Ин-т образования” М-ва образования Респ. Беларусь. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2008. – С. 157-160.
31.                Сокольчик,И.А. Изучение фразеологии на уроках русского языка в начальной школе / И.А. Сокольчик//  Современное языковое и литературное образование в СНГ: диалог между теорией и практикой: Материалы Международного форума русистов, 10-12 ноября 2008 г./ М-во образования Респ. Беларусь, Нац. Ин-т образования, Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь; отв. ред.: Л.А. Мурина, В.Ф. Русецкий. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2009. – с. 324 – 329.
32.                Сокольчик, И.А. Особенности работы с фразеологизмами на уроках развития речи в начальных классах / И.А.Сокольчик // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. Вып.9/ Белор.гос.ун-т. – Минск: РИВШ, 2009. – с.64-70.
33.                Сокольчик, И.А. Практикум по методике преподавания русского языка для студентов факультета начального образования Белорусского педагогического университета им. М.  Танка./ И.А.Сокольчик. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 50 с.
34.                Сокольчик, И.А. Русский язык. Морфология и орфография в тестах: для подготовки к централизованному тестированию./И.А.Сокольчик, Я.М.Шабанович. – Минск: Аверсэв, 2008. – 128 с.
35.                Сокольчик, И.А. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах: для подготовки к централизованному тестированию / И.А.Сокольчик. – Минск: Аверсэв, 2010. – 125 с.
36.                “Довузовская подготовка” СТУ ОП 7.5-06-01-2010 Системы менеджмента качества          БГУ/ В.М.Молофеев и до. – Минск: БГУ, 2010.
37.                Сокольчик , И.А. Система менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности будущих спеициалистов /И.А.Сокольчик, Т.Н.Кузьминова // Система менеджмента качества в современном мире: достижения, проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции, г.  Витебск: УО «ВТУ им. П.М.Машерова», 2010. – С. 49-51.
38.                Сокольчик, И. А. Возможности дистанционного обучения в системе довузовского образования / И. А. Сокольчик  // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. – Вып. 10. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.philology.bsu.by/component/option,com_wrapper/ Itemid,85.– Дата доступа: 7.12.2010. –C. 73–76.
39.                Сокольчик, И.А. Проблемы профессионального самоопределения будущих абитуриентов и их решение  /И.А.Сокольчик // «Современное образование: Содержание, технологии, качество»: материалы Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург: ЛЭТИ, 2011. – С. 252-253.
40.                Сокольчик, И.А. Роль доуниверситетской подготовки в системе «школа – университет» /  И.А.Сокольчик // «Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа-университет»: материалы Междунар. науч.метод. конф. – Гомель: ГГУ, 2011. – С. 10-14.
41.                Сокольчик, И.А. Качественность довузовской подготовки как необходимое условие доступности обучения в высшей школе / И.А.Сокольчик  // Актуальные проблемы содержания и технологии обновления довузовского образования /Электр. ресурс: сб.ст. Вып.2/ редк.: В.М.Молофеев (отв.ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2011 – с.28-31.
42.                Сокольчик, И.А. Подготовительное отделение Белгосуниверситета: история,имена, современность / И.А.Сокольчик // Актуальные проблемы содержания и технологии обновления довузовского образования /Электр. ресурс: сб.ст. Вып.2/ редк.: В.М.Молофеев (отв.ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2011 – с.10-14.
43.                Сокольчик, И.А. Тест в практике доуниверситетской подготовки / И.А.Сокольчик // Актуальные проблемы содержания и технологии обновления довузовского образования /Электр. ресурс: сб.ст. Вып.2/ редк.: В.М.Молофеев (отв.ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2011 – с.98-102.
44.                Сокольчик, И.А. Контрольные работы по русскому языку для слушателей подготовительного отделения и подготовительных курсов/ И.А.Сокольчик и [др.] . – Минск : БГУ, 2012. – 115 с.
45.                Сокольчик, И.А. К вопросу о формировании коммуникативных умений на основе коммуникативно-деятельностного подхода / И.А.Сокольчик //Использование передовых технологий обучения в учреждениях образования: мат-лы III республ. науч.-практ. конф. (Гродно, 20-21 окт. 2011г.)     /редкол.: И.Н.Кавинкина (гл.ред.) [ и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2012. – с.11-14.
46.                Сокольчик И.А. Система корректирующих мероприятий как основа повышения качества подготовки студентов / И.А.Сокольчик // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург: ЛЭТИ, 2012. – С. 132-134.
47.                Сокольчик, И.А.Особенности языковой подготовки слушателей в системе дополнительного образования/ И.А. Сокольчик  // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. Вып.12 / Белорус.гос.ун-т. – Минск: 2013. – С.73-78.
48.                Сокольчик, И.А. Мониторинг образовательного процесса в системе довузовской подготовки /И.А.Сокольчик // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы Междунар. науч. конф.,   Санкт-Петербург, 24 апреля 2013 г.: ЛЭТИ, 2013. Том 2. – С. 109-111.
49.                Сокольчик, И.А. К вопросу о проблемах централизованного тестирования по русскому языку / Сокольчик И.А. // Преподавание языков в высших учебных заведениях на современном этапе. Межпредметные связи: тезисы 18-ой Междунар. научн-практич. конф. -Харьков, Изд-во ХНУ им. В.Н.Каразина, 2013. с.151-153.
50.                Сокольчик, И.А. Проблемы адаптации слушателей к особенностям обучения в высшей школе / И.А.Сокольчик // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы Междунар. науч. конф. .– Санкт-Петербург: ЛЭТИ, 2014. – Т.2. - с. 24-26.
51.                Сокольчик, И.А. О синтаксических ошибках абитуриентов на цт по русскому языку / Сокольчик И.А. // Преподавание языков в высших учебных заведениях на соврменном этапе. Межпредметные связи: тезисы 19-ой Междунар. научн-практич. конф. -Харьков, Изд-во ХНУ им. В.Н.Каразина, 2014. с.154-156.
52.                Сокольчик, И.А. Роль корректирующих мероприятий в процессе повышения качества подготовки студентов / И.А.Сокольчик // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа-университет»: материалы Междунар. науч. конф. Ч.2. – Гомель,2014. –с.128-130.
53.                Сокольчик, И.А. Довузовское обучение как одно из звеньев в системе непрерывного образования / И.А.Сокольчик // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы Междунар. науч. конф.  Т.2.– Санкт-Петербург: ЛЭТИ, 2015. –с. 7-8.
54.                Сокольчик, И. А.  К проблеме формирования коммуникативной культуры слушателя / И.А. Сокольчик // «Мова і літаратура ў XXI стагоддзі: актуальныя аспекты даследавання”: материалы Респуб. науч-практ конф. отв.ред. П.И.Навойчик. - Минск: БГУ, 2015. - С. 243-246.
55.                Сокольчик, И.А. Учебно-методические комплексы в системе доуниверситетского образования: особенности структуры и содержания / И.А.Сокольчик  // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа-университет»: материалы Междунар. науч. конф. , 20-21 ноября 2015 года : в 2 ч. / редкол.: И.В. Семченко (гл. ред.) [и др.]. - Гомель: ГГУ им. Ф Скорины, 2016. - Ч. 2. - С. 160-162.
56.                Сокольчик,  И.А. Система профориентационной работы на факультете доуниверситетского образования / И.А.Сокольчик // Проведение профориентационной работы в регионе: взаимодействие государственных и негосударственных структур с целью выполнения государственного заказа на подготовку кадров: материалы междунар. конф. – Минск, 2016. – С.80-82.
57.                Бируля, И.А. О формах аттестации слушателей в системе довузовской подготовки /И.А.Бируля// Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы Междунар. науч. конф.,  Санкт-Петербург, 21 апреля 2017г. : в 2 т.– СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”,2017. – Т.2.- С.35-37.
58.                Бируля, И.А. Морфологические ошибки абитуриентов на централизованном тестировании по русскому языку / И.А.Бируля // «Мова і літаратура ў XXI стагоддзі: актуальныя аспекты даследавання”: материалы Респуб. науч-практ конф.,Минск, 17марта 2017г.: отв.ред. П.И.Навойчик. - Минск: БГУ, 2017. – с. 243-246.
59.                Бируля, И.А. О формах аттестации слушателей в системе довузовской подготовки /И.А.Бируля// Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы Междунар. науч. конф.  Т.2.– Санкт-Петербург: ЛЭТИ, 2017. –с. 35-37.
60.                Бируля, И.А. Роль подготовительного отделения в системе довузовской подготовки / И.А.Бируля, В.М. Молофеев //Актуальные проблемы довузовской подготовки: материалы 1-й науч.-метод. конф. преподавателей факультета профориентации и довузовской подготовки, Минск / Белорус. гос. мед. ун-т ; под. ред. А. Р. Аветисова. - Минск: БГМУ, 2017.- С 118-121.
61.                Бируля, И.А. Проблемы качества обучения в системе довузовской подготовки / И.А.Бируля // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа-университет»: материалы Междунар. науч. конф. , 23-24 ноября 2017 года / редкол.: И.В. Семченко (гл. ред.) [и др.]. - Гомель: ГГУ им. Ф Скорины, 2017.
 
Автореферат диссертации:
Сокольчик, И.А. Формирование морфологических понятий при реализции функционального подхода к изучению русского глагола в школе : автореф.дис … канд. пед наук:13.00.02- теория и методика обучения и воспитания (русский язык). / И.А.Сокольчик. - Минск.: БГУ, 2003.– 20с.
 

)
© Белорусский государственный университет
Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел. + 375 17 209 50 44. Факс. + 375 17 226 59 40. Url: .
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.