Версия для слабовидящих
Рус Бел Eng De Cn Es
Катомахина Татьяна Александровна
ФИО

Катомахина Татьяна Александровна

Ссылка на страницу в системе Google Academy: https://scholar.google.com/citations?pli=1&authuser=1&user=U0c5Zc4AAAAJ

Должность
старший преподаватель
Высшее образование
 
год окончания
1992
вуз
МГПИИЯ
факультет
английского языка
специальность
английский и немецкие языки
Карьера и дальнейшее образование
 
1994 – по настоящее время
старший преподаватель кафедры английского языка гуманитарных факультетов БГУ (юридический факультет)
 
 
Повышение квалификации
 
2019  «Использование смешанного обучения английскому языку Blended learning для повышения эффективности учебного процесса в образовательном учреждении».
2016
«Профессионально ориентированное обучение иностранному языку» (МГЛУ)
2010
«Интенсивный метод обучения иностранным языкам в контексте компетентностного подхода» (МГЛУ)
2009
«Современные компьютерные технологии в преподавании иностранных языков» (МГЛУ)
2008
повышала квалификацию в МГЛУ по специальности английский язык
2006
«Иностранный язык как основа социальной и деловой коммуникации современного специалиста» (РИВШ)
2006
стажировалась при Центре изучения проблем английского языка
Дополнительные должностные обязанности
 
 - ответственная за организацию воспитательной работы на юр
 -  ответственная за размещение материала на страничке кафедры на сайте БГУ
– член организационной группы по проведению Недели иностранных языков
 
Сфера профессиональных интересов
 
- тестирование как форма контроля знаний;
- использование компьютерных технологий в процессе преподавания ИЯ, смешанное обучение;
- самостоятельная управляемая работа студентов как средство совершенствования учебного процесса;
- профессионально-ориентированное обучение чтению иноязычных текстов;
- использование проектной методики в развитии самостоятельной, творческой активности студентов;
- интерактивные методы и методика сотрудничества;
- использование биоадекватной методики при обучении грамматике.
 
 
Публикации (общее количество):
более 35

 

Основные публикации:
 

Статьи и материалы конференций

  1. Самостоятельная внеаудиторная работа по чтению (из опыта преподавания английского языка на юридическом факультете БГУ) / Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова // Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Международной научно-практической интернет- конференции, Донецк, 15 февраля 2019 года
  2. Преимущества и трудности внедрения смешанного обучения в учебный процесс / Т.А. Катомахина, З.В. Полиенко, Л.Н. Рогова // Идеи. Поиски. Решения : сборник статей и тезисов XII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Минск, 26 октября 2018 г. В 7 т. Т. 4 / БГУ, Филологический фак., каф. английского языкознания ; [редкол.: Н. Н. Нижнева (отв. ред.) и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С.62-65.
  3. Смешанное обучение как способ оптимизации учебного процесса / Т.А. Катомахина, З.В. Полиенко, Л.Н. Рогова // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 02 марта 2018 г. / Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина; редкол. : Е. Г. Сальникова [и др.]. – Брест : Альтернатива, 2018. – С. 233-236.
  4. Развитие профессиональной компетенции студентов неязыкового вуза через обучение профессионально ориентированному чтению / З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе : материалы Респ. науч.-практ. Интернет-конференции, Минск, 09.01.–01.02.2017 г. – С. 63–67.
  5. Обучение аудированию профессионально ориентированной иностранной речи / Л. Н. Рогова, З. В. Полиенко, Т. А. Катомахина // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе : материалы Респ. науч.-практ. Интернет-конференции, Минск, 09.01.–01.02.2017 г. – С. 72–77.
  6. Особенности организации внеаудиторной работы по английскому языку на юридическом факультете / Т. А. Катомахина, И. Н. Шпаковская // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 10: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.] – Минск: «ИВЦ Минфина», 2016. – С.84-88.
  7. Особенности создания и использования электронного учебника и его преимущества в процессе обучения иностранным языкам / Л.Н. Рогова, З.В. Полиенко, Т.А. Катомахина // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 10: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.] – Минск: «ИВЦ Минфина», 2016. – С.103-107.
  8. Classroom debating as a most effective method of speaking skills development / Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков : материалы XX Респ. науч.-практ. конф., Брест, 26 февр. 2016г./ БрГУ им. А.С. Пушкина; редкол.: Е.Г. Сальникова [ и др.].- Брест, 2016. - С.98-101.                                                                                              Резюме: в статье приведены убедительные факты исключительной важности использования дебатов как эффективной формы обучения ИЯ: во – первых, эффективное совершенствование навыков ораторского искусства, во – вторых, развитие умений быстрого реагирования на ремарки оппонентов, в- третьих, приобретение и развитие навыков преодоления психологического барьера независимого общения на ИЯ. 
  9. Использование компьютерных технологий при создании современной информационной образовательной среды / Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Стратегия языкового образования в течение жизни : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. студентов, аспирантов и преподавателей. – Донецк: ДонНУЭТ, 21 янв. 2016г. - Донецкий национальный у-т экономики и торговли, 2016. - С.61-63.http://donnuet.dn.ua/attachments/article/2016/tez-21-01-2016.pdf
  10. Использование новых информационных технологий как успешное решение информационной образовательной среды в неязыковых вузах / Л. Н. Рогова, З. В. Полиенко, Т. А. Катомахина // Инновационные процессы в научной среде: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф., Пермь, 25 сентября 2015г. – Уфа, АЭТЕРНА, 2015. - С. 191-193.
    Резюме: в данной статье уделяется внимание использованию компьютерных технологий в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе.
  11. Внеаудиторная работа по иностранному языку как ключевая мотивация процесса формирования культурных приоритетов обучаемых / Л.Н.Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVIII Респ. науч.-практ. конф., Брест, 28 февраля 2014г. – Брест: БрГУ, 2014. – Ч. 2. – С. 153-155.
  12. Дефицит учебного времени или требования современного общества? / Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации : материалы гор. науч.-практ. семинара, Минск, 20 мая 2014г. - Минск: Академия Управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. – С.91.
    Резюме: целью данной работы является поиск путей совершенствования качества подготовки студентов юридического факультета в области профессионального ориентированного иностранного языка.
  13. Конструктивизм и конструкционизм как основополагающие принципы управления обучением в системе Moodle / З. В. Полиенко, Т. А. Катомахина, Л. Н. Рогова // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 дек. 2012 г.: в 2 ч. Ч. 1. - Мн., МГЛУ, 2014. - С.168-177.
  14. Стратегия активного обучения как ответ на запросы современного общества / Т. А. Катомахина, Л. Н. Рогова, З. В. Полиенко // Kарповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 6: в 2 ч. Ч. 1. / редкол.: А.И.Головня (отв. ред.) [и др.]. – Минск: "Белорусский Дом печати", 2012. - С.100-102.
    В докладе делается акцент на использование в работе преподавателем иностранного языка нетрадиционных методов обучения, целью которых является создание условий, в которых студенты сами будут открывать, приобретать и конструировать знания. Проведение Недели английского языка является одним из методов активного обучения.
  15. Использование системы MOODLE при создании электронного учебника / Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVI Республиканской науч.-практ. конф., Брест, 24 февраля 2012г.: в 2 ч./ Брестский государственный университет; редколлегия: В.Ф.Сатинова [и др.]. – Брест, 2012. - Ч. 2. - С.50-52.
    В докладе затрагивается вопрос обучения студентов английскому языку с использованием новых информационных технологий, а именно локальной компьютерной сети БГУ (e-university, moodle), что соответствует принципам индивидуальности обучения, формированию у студентов информативной культуры, способствует развитию навыков самообразования, созданию баланса между аудиторной и самостоятельной работой. 
    Как организовать учебный процесс, чтобы он был эффективным? Как построить обучение, чтобы оно было действительно интересным? Как найти и применить в работе такие методы и средства, которые способствовали бы развитию самостоятельности, воспитанию интереса, развитию творческих способностей студентов? Как преломить свой традиционный подход к обучению к изменяющимся требованиям общества? Ответы на эти непростые вопросы имеют отражение в данном докладе.
  16. О важности перехода от традиционного обучения к активному обучению / Т.А. Катомахина, Л.Н.Рогова, З.В.Полиенко // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XV Респ. науч.-практ. конф., Брест, 25 февраля 2011 г.: в 2 ч./ Брестский государственный университет; редколлегия: Н.А.Тарасевич [и др.]. – Брест, 2011. - Ч. 2. - С. 102-104.
  17. Использование локальной компьютерной сети для обучения иностранным языкам / Т.А.Катомахина, З.В.Полиенко, Л.Н.Рогова // Актуальные вопросы повышения качества языкового образования на современном этапе : материалы  Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 21–22 декабря 2010г. – Мн.: МГЛУ, 2010.
  18. Информационные технологии как средство развития познавательной самостоятельности студентов / Преподавание иностранных языков в вузах нефилологического профиля: материалы  Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 – 28 ноября 2009 г. – Мн.: БГУ, 2009.
  19. Современный учебник: каким он должен быть? / Т.А.Катомахина, З.В.Полиенко, Л.Н.Рогова // Бизнес – коммуникации и языки для специальных целей: опыт, стратегии, проблемы: материалы  Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 14-15 мая 2009 г. – Мн.: БГЭУ, 2009.
  20. Об особенностях использования биологически адекватной методики на уроках английского языка (в соавторстве) / Межвузовский сборник научных статей «Языки мира – в мире языков», Мн.: БГУ, 2006. - С.147-150.
    Резюме: статья рассказывает об использовании  биологически адекватной природе человека REAL-методике. Целью этой методики является мотивация и активизация учебного мыслеобраза как микроструктуры знания по учебному предмету. REAL-методика вооружает каждого ученика адекватным знанием механизма мышления человека и практическим умением работать в системе биоадекватного мышления.
  21. Обучение в сотрудничестве как альтернатива традиционным методам в соавторстве / Традиционные и новаторские подходы к формированию языковой компетенции как элемента интеркультурного образования: материалы  Республиканского межвузовского науч.-практ. семинара, Минск, МИТСО, 2006.
  22. Дискуссия в студенческой группе: цели, методы, организация / Т.А.Катомахина, Л.Н.Рогова // Управление в социальных и экономических системах: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30–31 мая 2005г. – Мн.: МИУ, 2005.

 

Учебно-методические пособия 

   

  1. Детективные рассказы для студентов-правоведов = Crime stories for law students [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / сост.: З. В. Полиенко [и др.] ; под общ. ред. О. И. Васючковой. - Минск : БГУ, 2019.
    Резюме: в учебно-методическое пособие включены небольшие рассказы классиков и представителей современной детективной литературы, соответствующие тематике учебной программы по английскому языку. Содержатся задания на обогащение словарного запаса специальной лексикой, понимание прочитанного иноязычного текста, развитие навыков ведения дискуссии и навыков письменной речи, чтения и говорения 
  2. Дебаты на правовые темы = Legal Debating [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / сост. : З. В. Полиенко [и др.] ; под общ. ред. О. И. Васючковой. - Минск : БГУ, 2016. - 1 эл. оптич. диск. 
    Резюме: учебно-методическое пособие направлено на развитие речевых умений будущих юристов участвовать в дискуссиях на актуальные правовые темы современного общества, аргументированно отстаивать свою точку зрения и моделировать реальные ситуации делового общения.

  3. Английский язык для студентов-правоведов: итоговые тесты. Минск, БГУ, 2010. – 96 с. В соавторстве. 
    Резюме: учебное пособие содержит тесты по оценке навыков, приобретенных в течение первого года обучения английскому языку студентов-правоведов. Содержатся тесты по четырем видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, письму.

  4. Read and Speak about Britain. В соавторстве. - Мн.: БГУ, 2003. 
    Резюме: Пособие содержит подборку аутентичных текстов по истории, географии, экономике, культуре Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В каждой части даны проблемные вопросы для обсуждения в учебной группе.
  5. Английский язык для самостоятельной работы студентов юридических специальностей. Практикум. – Минск : ИЦ БГУ, 2008. – 99 с.
    Резюме: Практическое пособие представляет собой часть УМК по английскому языку для студентов юридических специальностей. Практикум построен по модульному принципу, методика подачи материала способствует развитию навыков внеаудиторной самостоятельной  работы студентов с профессионально ориентированным текстом.
  6. Краткий англо-русский словарь юридических терминов / Авт.-сост. О.И.Васючкова, А.И.Долгорукова, Т.В.Коваленок и др.; под общ. ред. О.И. Васючковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 120 c.
    Резюме: предназначен для студентов, специализирующихся по правоведению, экономическому праву, политологии. Может быть использован при подготовке к практическим занятиям по английскому языку в течение всего курса обучения.
  7. Listening and Speaking. Мн.: БГУ, 2004. В соавторстве.
    Резюме: Пособие представляет собой сопровождающийся аудиозаписью комплекс упражне
    ний и списки слов по главам к оригинальному, адаптированному рассказу Р.Л. Стивенсона «Доктор Джекил и Мистер Хайд» 
Электронные ресурсы
  1. Английский язык. 1-ый курс: тесты в системе “e-university”для студентов первого курса юридических специальностей. Электронный ресурс - Минск: БГУ, 2009. - Режим доступа: www.e-university.bsu.by
  2. Английский язык. 2-ой курс: тесты в системе “e-university”для студентов второго курса юридических специальностей. Электронный ресурс - Минск: БГУ, 2009. - Режим доступа: www.e-university.bsu.by.
)
© Белорусский государственный университет
Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел. + 375 17 209 50 44. Факс. + 375 17 226 59 40. Url: .
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.