Версия для слабовидящих
Рус Бел Eng De Cn Es
Катомахина Татьяна Александровна
ФИО
Катомахина Татьяна Александровна
Должность
старший преподаватель
Высшее образование
 
год окончания
1992
вуз
МГПИИЯ
факультет
английского языка
специальность
английский и немецкие языки
Карьера и дальнейшее образование
 
1994 – по настоящее время
старший преподаватель кафедры английского языка гуманитарных факультетов БГУ (юридический факультет)
 
 
Повышение квалификации
 
2019  «Использование смешанного обучения английскому языку Blended learning для повышения эффективности учебного процесса в образовательном учреждении».
2016
«Профессионально ориентированное обучение иностранному языку» (МГЛУ)
2010
«Интенсивный метод обучения иностранным языкам в контексте компетентностного подхода» (МГЛУ)
2009
«Современные компьютерные технологии в преподавании иностранных языков» (МГЛУ)
2008
повышала квалификацию в МГЛУ по специальности английский язык
2006
«Иностранный язык как основа социальной и деловой коммуникации современного специалиста» (РИВШ)
2006
стажировалась при Центре изучения проблем английского языка
Дополнительные должностные обязанности
 
 - ответственная за организацию воспитательной работы на юр
 -  ответственная за размещение материала на страничке кафедры на сайте БГУ
– член организационной группы по проведению Недели иностранных языков
 
Сфера профессиональных интересов
 
- тестирование как форма контроля знаний;
- использование компьютерных технологий в процессе преподавания ИЯ, смешанное обучение;
- самостоятельная управляемая работа студентов как средство совершенствования учебного процесса;
- профессионально-ориентированное обучение чтению иноязычных текстов;
- использование проектной методики в развитии самостоятельной, творческой активности студентов;
- интерактивные методы и методика сотрудничества;
- использование биоадекватной методики при обучении грамматике.
 
 
Публикации (общее количество):
более 35

 

Основные публикации:
 

Статьи и материалы конференций

  1. Самостоятельная внеаудиторная работа по чтению (из опыта преподавания английского языка на юридическом факультете БГУ) / Т.А. Катомахина, З.В. Полиенко, Л.Н. Рогова //Стратегия языкового образования в течение жизни: материалы Международной научно-практической интернет- конференции, Донецк, 15 февраля 2019 года
  2. Преимущества и трудности внедрения смешанного обучения в учебный процесс / Т.А. Катомахина, З.В. Полиенко, Л.Н. Рогова // Идеи. Поиски. Решения : сборник статей и тезисов XII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Минск, 26 октября 2018 г. В 7 т. Т. 4 / БГУ, Филологический фак., Каф. английского языкознания ; [редкол.: Н. Н. Нижнева (отв. ред.) и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С.62-65.
  3. Смешанное обучение как способ оптимизации учебного процесса / Т.А. Катомахина, З.В. Полиенко, Л.Н. Рогова // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 02 марта 2018 г. / Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина; редкол. : Е. Г. Сальникова [и др.]. – Брест : Альтернатива, 2018. – С. 233-236.
  4. Развитие профессиональной компетенции студентов неязыкового вуза через обучение профессионально ориентированному чтению / З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе : материалы Респ. науч.-практ. Интернет-конференции, Минск, 09.01.–01.02.2017 г. – С. 63–67.
  5. Обучение аудированию профессионально ориентированной иностранной речи / Л. Н. Рогова, З. В. Полиенко, Т. А. Катомахина // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе : материалы Респ. науч.-практ. Интернет-конференции, Минск, 09.01.–01.02.2017 г. – С. 72–77.
  6. Особенности организации внеаудиторной работы по английскому языку на юридическом факультете / Т. А. Катомахина, И. Н. Шпаковская // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 10: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.] – Минск: «ИВЦ Минфина», 2016. – С.84-88.
  7. Особенности создания и использования электронного учебника и его преимущества в процессе обучения иностранным языкам / Л.Н. Рогова, З.В. Полиенко, Т.А. Катомахина // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 10: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.] – Минск: «ИВЦ Минфина», 2016. – С.103-107.
  8. Classroom debating as a most effective method of speaking skills development / Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностран-ных языков : материалы XX Респ. науч.-практ. конф., Брест, 26 февр. 2016г./ БрГУ им. А.С. Пушкина; редкол.: Е.Г. Сальникова [ и др.].- Брест, 2016. - С.98-101.                                                                                              Резюме: в статье приведены убедительные факты исключительной важности использования дебатов как эффективной формы обучения ИЯ: во – первых, эффективное совершенствование навыков ораторского искусства, во – вторых, развитие умений быстрого реагирования на ремарки оппонентов, в- третьих, приобретение и развитие навыков преодоления психологического барьера независимого общения на ИЯ. 
  9. Использование компьютерных технологий при создании современной информационной образовательной среды / Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Стратегия языкового образования в течение жизни : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. студентов, аспирантов и преподавателей. – Донецк: ДонНУЭТ, 21 янв. 2016г. - Донецкий национальный у-т экономики и торговли, 2016. - С.61-63.http://donnuet.dn.ua/attachments/article/2016/tez-21-01-2016.pdf
  10. Использование новых информационных технологий как успешное решение информационной образовательной среды в неязыковых вузах / Л. Н. Рогова, З. В. Полиенко, Т. А. Катомахина // Инновационные процессы в научной среде: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф., Пермь, 25 сентября 2015г. – Уфа, АЭТЕРНА, 2015. - С. 191-193.
    Резюме: в данной статье уделяется внимание использованию компьютерных технологий в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе.
  11. Внеаудиторная работа по иностранному языку как ключевая мотивация процесса формирования культурных приоритетов обучаемых / Л.Н.Рогова, Т.А.Катомахина, З.В.Полиенко // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVIII Респ. науч.-практ. конф., Брест, 28 февраля 2014г. – Брест: БрГУ, 2014. – Ч. 2. – С. 153-155.
  12. Дефицит учебного времени или требования современного общества? / Л.Н.Рогова, Т.А.Катомахина, З.В.Полиенко // Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации : материалы гор. науч.-практ. семинара, Минск, 20 мая 2014г. - Минск: Академия Управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. – С.91.
    Резюме: целью данной работы является поиск путей совершенствования качества подготовки студентов юридического факультета в области профессионального ориентированного иностранного языка.
  13. Конструктивизм и конструкционизм как основополагающие принципы управления обучением в системе Moodle / З.В.Полиенко, Т.А.Катомахина, Л.Н.Рогова // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 дек. 2012 г.: в 2 ч. Ч. 1. - Мн., МГЛУ, 2014. - С.168-177.
  14. Стратегия активного обучения как ответ на запросы современного общества / Т.А. Катомахина, Л.Н.Рогова, З.В.Полиенко // Kарповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 6: в 2 ч. Ч. 1. / редкол.: А.И.Головня (отв. ред.) [и др.]. – Минск: "Белорусский Дом печати", 2012. - С.100-102.
    В докладе делается акцент на использование в работе преподавателем иностранного языка нетрадиционных методов обучения, целью которых является создание условий, в которых студенты сами будут открывать, приобретать и конструировать знания. Проведение Недели английского языка является одним из методов активного обучения.
  15. Использование системы MOODLE при создании электронного учебника / Т.А. Катомахина, З.В. Полиенко, Л.Н.Рогова // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVI Республиканской науч.-практ. конф., Брест, 24 февраля 2012г.: в 2 ч./ Брестский государственный университет; редколлегия: В.Ф.Сатинова [и др.]. – Брест, 2012. - Ч. 2. - С.50-52.
    В докладе затрагивается вопрос обучения студентов английскому языку с использованием новых информационных технологий, а именно локальной компьютерной сети БГУ (e-university, moodle), что соответствует принципам индивидуальности обучения, формированию у студентов информативной культуры, способствует развитию навыков самообразования, созданию баланса между аудиторной и самостоятельной работой. 
    Как организовать учебный процесс, чтобы он был эффективным? Как построить обучение, чтобы оно было действительно интересным? Как найти и применить в работе такие методы и средства, которые способствовали бы развитию самостоятельности, воспитанию интереса, развитию творческих способностей студентов? Как преломить свой традиционный подход к обучению к изменяющимся требованиям общества? Ответы на эти непростые вопросы имеют отражение в данном докладе.
  16. О важности перехода от традиционного обучения к активному обучению / Т.А. Катомахина, Л.Н.Рогова, З.В.Полиенко // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XV Респ. науч.-практ. конф., Брест, 25 февраля 2011 г.: в 2 ч./ Брестский государственный университет; редколлегия: Н.А.Тарасевич [и др.]. – Брест, 2011. - Ч. 2. - С. 102-104.
  17. Использование локальной компьютерной сети для обучения иностранным языкам / Т.А.Катомахина, З.В.Полиенко, Л.Н.Рогова // Актуальные вопросы повышения качества языкового образования на современном этапе : материалы  Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 21–22 декабря 2010г. – Мн.: МГЛУ, 2010.
  18. Информационные технологии как средство развития познавательной самостоятельности студентов / Преподавание иностранных языков в вузах нефилологического профиля: материалы  Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 – 28 ноября 2009 г. – Мн.: БГУ, 2009.
  19. Современный учебник: каким он должен быть? / Т.А.Катомахина, З.В.Полиенко, Л.Н.Рогова // Бизнес – коммуникации и языки для специальных целей: опыт, стратегии, проблемы: материалы  Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 14-15 мая 2009 г. – Мн.: БГЭУ, 2009.
  20. Об особенностях использования биологически адекватной методики на уроках английского языка (в соавторстве) / Межвузовский сборник научных статей «Языки мира – в мире языков», Мн.: БГУ, 2006. - С.147-150.
    Резюме: статья рассказывает об использовании  биологически адекватной природе человека REAL-методике. Целью этой методики является мотивация и активизация учебного мыслеобраза как микроструктуры знания по учебному предмету. REAL-методика вооружает каждого ученика адекватным знанием механизма мышления человека и практическим умением работать в системе биоадекватного мышления.
  21. Обучение в сотрудничестве как альтернатива традиционным методам в соавторстве / Традиционные и новаторские подходы к формированию языковой компетенции как элемента интеркультурного образования: материалы  Республиканского межвузовского науч.-практ. семинара, Минск, МИТСО, 2006.
  22. Дискуссия в студенческой группе: цели, методы, организация / Т.А.Катомахина, Л.Н.Рогова // Управление в социальных и экономических системах: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30–31 мая 2005г. – Мн.: МИУ, 2005.

 

Учебно-методические пособия 

 

 

 

  1.  Дебаты на правовые темы = Legal Debating [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / сост. : З. В. Полиенко [и др.] ; под общ. ред. О. И. Васючковой. - Минск : БГУ, 2016. - 1 эл. оптич. диск. Резюме: учебно-методическое пособие направлено на развитие речевых умений будущих юристов участвовать в дискуссиях на актуальные правовые темы современного общества, аргументированно отстаивать свою точку зрения и моделировать реальные ситуации делового общения.
  2. Английский язык для студентов-правоведов: итоговые тесты. Минск, БГУ, 2010. – 96 с. В соавторстве. Резюме: учебное пособие содержит тесты по оценке навыков, приобретенных в течение первого года обучения английскому языку студентов-правоведов. Содержатся тесты по четырем видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, письму.
  3. Read and Speak about Britain. В соавторстве. Мн.: БГУ, 2003. 
    Резюме: Пособие содержит подборку аутентичных текстов по истории, географии, экономике, культуре Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В каждой части даны проблемные вопросы для обсуждения в учебной группе.
  4. Английский язык для самостоятельной работы студентов юридических специальностей. Практикум. – Минск : ИЦ БГУ, 2008. – 99 с.
    Резюме: Практическое пособие представляет собой часть УМК по английскому языку для студентов юридических специальностей. Практикум построен по модульному принципу, методика подачи материала способствует развитию навыков внеаудиторной самостоятельной  работы студентов с профессионально ориентированным текстом.
  5. Краткий англо-русский словарь юридических терминов / Авт.-сост. О.И.Васючкова, А.И.Долгорукова, Т.В.Коваленок и др.; под общ. ред. О.И. Васючковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 120 c.
    Резюме: предназначен для студентов, специализирующихся по правоведению, экономическому праву, политологии. Может быть использован при подготовке к практическим занятиям по английскому языку в течение всего курса обучения.
  6. Listening and Speaking. Мн.: БГУ, 2004. В соавторстве.
    Резюме: Пособие представляет собой сопровождающийся аудиозаписью комплекс упражнений и списки слов по главам к оригинальному, адаптированному рассказу Р.Л. Стивенсона «Доктор Джекил и Мистер Хайд» 
Электронные ресурсы
  1. Английский язык. 1-ый курс: тесты в системе “e-university”для студентов первого курса юридических специальностей. Электронный ресурс - Минск: БГУ, 2009. - Режим доступа: www.e-university.bsu.by
  2. Английский язык. 2-ой курс: тесты в системе “e-university”для студентов второго курса юридических специальностей. Электронный ресурс - Минск: БГУ, 2009. - Режим доступа: www.e-university.bsu.by

  1.   Детективные рассказы для студентов-правоведов = Crime Stories for Law Students  [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / сост. : З. В. Полиенко [и др.] ; под общ. ред. О. И. Васючковой. - Минск : БГУ, 2019. - 1 эл. оптич. диск.
)
© Белорусский государственный университет
Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел. + 375 17 209 50 44. Факс. + 375 17 226 59 40. Url: .