Версия для слабовидящих
Рус Бел Eng De Cn Es
Хващевская Лариса Даниловна
ФИО
Хващевская Лариса Даниловна
Должность
старший преподаватель
Высшее образование
 
год окончания
1975
вуз
МГПИИЯ
факультет
английского языка
специальность
английский и немецкий языки
Карьера и дальнейшее образование
 
2003 – по настоящее время
работает на кафедре английского языка гуманитарных факультетов БГУ (экономический факультет)
1994 – 2003
УО ЭНВИЛА   зав. кафедрой иностранных языков, доцент
1999
стажировка в Нью-Йоркском университете (США) по программе "Contemporary Issues", получен сертификат
1995 – 2005
участие в программах обмена преподавателями и студентами США, Великобритании, Дании
 
 
Повышение квалификации
 
2015
«Теоретические и практические аспекты обучения переводу (английский язык)» (МГЛУ)
2012
«Профессионально-ориентированное обучение чтению (английский язык)» (МГЛУ)
2010
«Современные социальные технологии обучения иноязычной коммуникации» (МГЛУ)
2008
«Проблемы перевода и межкультурная коммуникация» (МГЛУ)
2004
стажировка при Центре иностранных языков БГУ
Дополнительные должностные обязанности
ответственная за организацию работы на заочном отделении экономического факультета и координатор работы магистратуры  на кафедре
Сфера профессиональных интересов
 
- межкультурная коммуникация, страноведение, преподавание языка для специальных целей, перевод
 
 
Публикации (общее количество):
более 20
Статьи и материалы конференций
 
  1. Развитие критического мышления в смешанном классе / Л.Д. Хващевская, Э.В. Рунцова, Т.П. Кутыркина // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики : материалы ХХIII Международной научно-практической конференции, Брест, 22 фев. 2019 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; редкол. : Е.Г. Сальникова [и др.]. – Брест : Альтернатива, 2019. (в печати)
  2. Применение стратегии смешанного обучения в учреждениях высшего образования / Э.В. Рунцова, Л.Д. Хващевская, Т.П. Кутыркина // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 02 марта 2018 г. / Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина; редкол. : Е. Г. Сальникова [и др.]. – Брест : Альтернатива, 2018. – С. 262-265.
  3. Смешанное обучение как способ оптимизации образовательного процесса в вузе / Л.Д. Хващевская, Э.В. Рунцова, Т.П. Кутыркина // Педагогика & Психология. Теория и практика. – 2018. – № 5 (19). – С. 16-19.
  4. Обучение диалогической речи студентов экономических специальностей БГУ / Л. Д. Хващевская, Э. В. Рунцова, С. В. Малышева // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики : материалы XХI Междунар. науч.-практ. конф., 3 марта 2017 г. : в 2 ч. / Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест, 2017. - Ч. 2. - С.183-186. 
  5. Пути повышения эффек-тивности обучения иностранному языку в неязы-ковом вузе / Современное языковое образование в контексте международных интеграционных процессов: состояние и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17–18 дек. 2015 г. В 2 ч. / редкол. : Т. П. Леонтьева (отв. ред.) [и др.]. – Минск : МГЛУ, 2017. – Ч. 2. – С. 90–93.
  6. Критический и креативный подход к процессу обучения / Л. Д. Хващевская, Э. В. Рунцова // Проблемы и перспективы развития науки и образования в XXI веке : материалы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф., 9 февр. 2017 г. / под общ. ред. А.И. Вострецова. - София: Издателска Къща «СОРоС», 2017.- С.532-537.
  7. Организация процесса самообразования на занятиях по ESP как основа языкового образования в течение жизни // Л. Б. Тихомирова, Э. В. Рунцова, Л. Д. Хващевская // Стратегия языкового образования в течение жизни : материалы междунар. науч.-практ. конф., Донецк, 21 янв. 2016г. / Донецкий гос. ун-т. (онлайн конференция). - С.160-162.
  8. Об организации процесса самообразования в неязыковом вузе / Л. Б. Тихомирова, Э. В. Рунцова, Л. Д. Хващевская // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и пер-спективы : материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 2 февр. 2016 г. / редкол. : Н.А. Тарасевич [и др.]. / БрГУ им. А.С.Пушкина. – Брест, 2016. - С.182-185.
  9. Формирование поликультурной личности в процессе обучения иностранному языку / Т. В. Коваленок, Т. С. Сазонова, Л. Д. Хващевская // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, БрГУ им. А.С. Пушкина, 30.01.2015г. – Брест: Альтернатива, 2015. – С.254-256.
  10. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка / Т.В.Коваленок, Л.В.Хващевская, Т.С.Сазонова // Соизучение языка и культуры в системе современного языкового образования: подходы, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17-18 дек. 2014 г. В 2 ч. Ч. 2. / редкол. : Н. П. Баранова [и др.]. – Минск : МГЛУ, 2015. – С. 227-230.
  11. Повышение качества языкового образо-вания на заочном отделении неязыковых вузов / Актуальные вопросы германской филологии и методики преподава-ния иностранных язы-ков : материалы XVIII респуб. науч.-практ. конф., Брест, 28.02.2014г.: в 2 ч. - Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – Ч. 2. – С. 104-107.
  12. Реферирование в системе подготовки высококвалифицированного специалиста / Л.Д.Хващевская, Г.П.Савченко // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 декабря 2012г.: В 2 ч. Ч. 2. – Минск, МГЛУ, 2013. – С. 217-221.
  13. Создание ситуаций иноязычного профессионально ориентированного общения в неязыковом вузе / Г.П.Савченко, Л.Д.Хващевская // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 декабря 2012г.: В 2 ч. Ч. 2. – Минск, МГЛУ, 2013. – С. 54-58.
  14. Обучение студентов магистратуры общественно-политической лексике / Тенденции развития языкового образования в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 2011. - Минск, МГЛУ, 2011. - С.104-107.
  15. Язык для специальных целей как средство формирования профессиональной компетенции / Актуальные вопросы повышения качества языкового образования на современном этапе : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 2010. - Минск, МГЛУ, 2010. – С.210-212.
  16. Linguistic and non-linguistic factors affecting communication / Теория и практика преподавания иностранных языков в неязыковом вузе : сб. науч. ст. Вып. 2 / под общ. ред. д-ра пед. Л. В. Хведчени. – Мн.: БГУ, 2010. – С. 148-151.
  17. Использование локальной компьютерной среды для обучения иностранным языкам / Материалы международной научно-практической конференции «Языковое образование в условиях перехода к новым государственным стандартам: цели, содержание, технологии», Минск, МГЛУ, 2009 (в соавторстве)
  18. Мультимедийный курс иностранного языка как эффективное средство формирования межкультурной профессиональной компетенции / Т.В.Коваленок, Т.С.Сазонова, Л.Д.Хващевская // Преподавание иностранных языков в вузах нефилологического профиля : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 27-28 нояб. 2009г., Минск / отв. ред. Л.В.Хведченя ; редкол. : О.И.Васючкова [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2009. – С.135-137.
  19. Из опыта обучения письму студентов неязыковых специальностей / Бизнес-коммуникация и языки для специальных целей. Опыт, стратегии, проблемы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, БГЭУ, 2009. – С.196-197.
  20. Некоторые условия успешности коммуникативного процесса / Теория и практика преподавания иностранных языков в неязыковом вузе : сб. науч. ст. Вып. 1 / под общ. ред. д-ра пед. наук Л. В. Хведчени. – Мн.: БГУ, 2009. – С. 84-91.
    Резюме: В статье рассматриваются условия, необходимые для успешной идентификации речевых актов и элементы, участвующие в когнитивной репрезентации контекста.
  21. Самообразование – ключ к достижению профессионального успеха / Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам: к новой парадигме : материалы II Междунар. конф., Минск, МГЛУ, 2008. – С.118-121.
  22. Социокультурная компетенция при обучении студентов иностранным языкам / Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам: к новой парадигме : материалы Междунар. науч.-практ. конф.. Минск, МГЛУ, 2007. – С. 77-78.
    Резюме: В статье акцентируется внимание на том, что при изучении языка как средства общения необходимо овладеть не только вербальным, но и социокультурным контекстом.
  23. Диалог в профессиональном общении студентов-юристов / Материалы международной научно-практической конференции практической конференции «Теория и практика подготовки к межкультурной коммуникации в системе непрерывного обучения иностранным языкам», Минск, 2006. – С. 102-105.
  24. Концепция интернационализации образования / Женщина Образование Демократия : материалы Междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф., Минск, Энвила, 2004. – С.214-217.
    Резюме: дается определение понятия «интернационализация образования», сравниваются различные подходы к интернационализации образования, свойственные выдающимся педагогам в разное время в разных странах.
  25. Плюралистский подход к разнообразию культур в Американской школе / Женщина Образование Демократия: материалы Междунар. междисциплин. науч.-практич. конф., Минск, Энвила, 2002. – С. 365-367. 
    Резюме: В настоящее время в американском обществе наблюдается столкновение плюралистского подхода к культурному различию с партикулярным многокультурием, что, находит отражение в американской школе.
 
Учебники и учебные пособия
 
  1. Английский язык для аспирантов, магистрантов = English for Post-Graduates : учеб.-метод. пособие / О.И. Васючкова [и др.] ; под общ. ред. О.И. Васючковой. – Минск : БГУ, 2018. – 187 с.

    Резюме: Учебно-методическое пособие содержит материал по темам, связанным с научной работой магистрантов, аспирантов, соискателей, рекомендации по употреблению общенаучной и газетной лексики, а также задания на особенности перевода грамматических явлений, характерных для научного текста.

  2. Английский для студентов-заочников: гуманитарные специальности : учеб.-метод. пособие / Л. Д. Хващевская [и др.] ; под общ. ред. Л. В. Хведчени. – Минск : БГУ, 2015. – 467 с.  В соавторстве, личный вклад: редактирование лексического и грамматического материалов, подбор материала по экономическим специальностям.
    Резюме: учебно-методическое пособие содержит текстовой материал професионально ориентированного характера и грамматический справочник. Лексическая часть включает восемь самостоятельных разделов, которые помогут формированию навыков чтения, говорения и письма на английском языке.
  3. Английский язык для аспирантов, магистрантов = English for Post-Graduates : учеб.-метод. пособие / О.И. Васючкова [и др.] ; под общ. ред. О.И.Васючковой. – Минск : БГУ, 2012. – 187 с.
  4. Английский язык для экономистов. Итоговые тесты = English for Economists. Achievements Tests / Н.И.Князева [и др.]. – Мн.: БГУ, 2008. – 86 с.
    Резюме: Настоящее пособие представляет собой часть учебно-методического комплекса по английскому языку для студентов экономических специальностей. Оно включает в себя итоговые тесты для аудиторной и самостоятельной работы студентов и направлено на выявление уровня знаний и умений по английскому языку у студентов в области экономики и бизнес администрирования.
  5. Английский язык для экономистов = English for Economists. Teacher’s Book : метод. пособие для преподавателей / авт.-сост.: Н.И.Князева [и др.] ; под общ.ред. Н.И.Князевой. – Мн.: БГУ, 2008. – 159 с.
    Резюме: Настоящее пособие представляет собой часть учебно-методического комплекса по английскому языку для студентов экономических специальностей. Оно включает в себя материалы и методические рекомендации для преподавателя по аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работе, а также ключи к упражнениям основного учебника и практикума для студентов.
  6. Учебное пособие по развитию навыков профессионального общения студентов-правоведов “Legally Speaking" . Минск , БГУ, 2007. – 150с. (в соавторстве)
    Резюме: цель пособия – развитие навыков профессионального общения будущих юристов на основе аутентичных текстов по тематике, охватывающей различные правовые проблемы. Предназначено для студентов старших курсов юридического факультета.
  7. Основы экономики. Учебно-методическое пособие по английскому языку – Мн., 2001. - 132с.
)
© Белорусский государственный университет
Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел. + 375 17 209 50 44. Факс. + 375 17 226 59 40. Url: .