Версия для слабовидящих
Рус Бел Eng De Cn Es
Полиенко Зинаида Владимировна
ФИО
Полиенко Зинаида Владимировна
Должность
старший преподаватель
Высшее образование
 
год окончания
1979
вуз
МГПИИЯ
факультет
немецкого языка
специальность
учитель немецкого и английского языков, прикладная лингвистика и иностранные языки
Карьера и дальнейшее образование
 
2000 – по настоящее время
работает на кафедре английского языка гуманитарных факультетов БГУ (юридический факультет)
1978
прошла стажировку в Лейпцигском госуниверситете
 
 
Повышение квалификации
 
     закончила республиканские и международные курсы повышения квалификации Британского Совета, МГЛУ, РИВШ, БГУ, Академии постдипломного образования РБ;
     была слушателем авторских курсов:
  • Дж. Митчелла Хирда (Оксфорд);
  • Кевина Маккойя (Великобритания);
  • Рода Болито (Плимут) декана факультета международного образования колледжа им. Св. Марка и Джона (Великобритания);
  • Р.В. Фастовец «Интенсивный метод преподавания ИЯ» (МГЛУ);
  • профессора И.М. Румянцевой «Обучение иноязычной речи методом интегративного лингво-психологического тренинга» и др.
Достижения
 
2005
награждена дипломом Республиканского конкурса им. Ф. Скарыны «Лепшае вучэбнае выданне» (MagicBox-2, УМК для 2-го класса РБ);
 
 
Сфера профессиональных интересов
         самостоятельная управляемая работа студентов как средство совершенствования учебного процесса;
         использование компьютерных технологий;
         профессионально-ориентированное обучение чтению иноязычных текстов;
         проектная методика;
         артпедагогика на уроках английского языка;
         интерактивные методы и методика сотрудничества.
 
 
Публикации (общее количество):
более 30 (из них 20 в соавторстве)

Основные публикации:

Статьи и материалы конференций  

  1. Преимущества и трудности внедрения смешанного обучения в учебный процесс / Т.А. Катомахина, З.В. Полиенко, Л.Н. Рогова // Идеи. Поиски. Решения : сборник статей и тезисов XII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Минск, 26 октября 2018 г. В 7 т. Т. 4 / БГУ, Филологический фак., Каф. английского языкознания ; [редкол.: Н. Н. Нижнева (отв. ред.) и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С.62-65.
  2. Смешанное обучение как способ оптимизации учебного процесса / Т.А. Катомахина, З.В. Полиенко, Л.Н. Рогова // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 02 марта 2018 г. / Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина; редкол. : Е. Г. Сальникова [и др.]. – Брест : Альтернатива, 2018. – С. 233-236.
  3. Составляющие успеха студенческой конференции на английском языке как модели устного научного общения (из опыта работы) / З. В. Полиенко // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 11: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.] – Минск: «ИВЦ Минфина», 2017. – С.84-87.
  4. Teaching grammar through contexts vs the traditional method / З. В. Полиенко // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе : материалы Респ. науч.-практ. Интернет-конф., Минск, 09.01.–01.02.2017 г.  – С. 122–126.
  5. Развитие профессиональной компетенции студентов неязыкового вуза через обучение профессионально ориентированному чтению / З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе : материалы Респ. науч.-практ. Интернет-конференции, Минск, 09.01.–01.02.2017 г. – С. 63–67.
  6. Обучение аудированию профессионально ориентированной иностранной речи / Л. Н. Рогова, З. В. Полиенко, Т. А. Катомахина // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе : материалы Респ. науч.-практ. Интернет-конференции, Минск, 09.01.–01.02.2017 г. – С. 72–77.
  7. Особенности переводов сонетов Шекспира в процессе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе / Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 10: в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.] – Минск: «ИВЦ Минфина», 2016. – С.49-52.
  8. Особенности создания и использования электронного учебника и его преимущества в процессе обучения иностранным языкам / Л.Н. Рогова, З.В. Полиенко, Т.А. Катомахина // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 10: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.] – Минск: «ИВЦ Минфина», 2016. – С.103-107.
  9. Classroom debating as a most effective method of speaking skills development / Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностран-ных языков : материалы XX респ. науч.-практ. конф., Брест, 26 февр. 2016г. / БрГУ им. А.С. Пушкина; редкол.: Е.Г. Сальникова [ и др.].- Брест, 2016. - С.98-101.                                                                                                                    
    Резюме: В статье приведены убедительные факты исключительной важности использования дебатов как эффективной формы обучения ИЯ: во – первых, эффективное совершенствование навыков ораторского искусства, во – вторых, развитие умений быстрого реагирования на ремарки оппонентов, в- третьих, приобретение и развитие навыков преодоления психологического барьера независимого общения на ИЯ.
  10.  Использование компьютерных технологий при создании современной информационной образовательной среды / Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Стратегия языкового образования в течение жизни : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. студентов, аспирантов и преподавателей. – Донецк: ДонНУЭТ, 21 янв. 2016г. - Донецкий национальный у-т экономики и торговли, 2016. - С.61-63. http://donnuet.dn.ua/attachments/article/2016/tez-21-01-2016.pdf
  11. Использование новых информационных технологий как успешное решение инофрмационной образовательной среды в неязыковых вузах / Л. Н. Рогова, З. В. Полиенко, Т. А. Катомахина // Инновационные процессы в научной среде: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф., Пермь, 25 сентября 2015г. - Уфа, АЭТЕРНА, 2015. - С. 191-193.
    Резюме: в данной статье уделяется внимание использованию компьютерных технологий в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе.
  12. Techniques and types of classrom debates in law students' groups / З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы: материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 30 января 2015г. - Брест: Альтернатива, 2015. - С. 172-174.
  13. Внеаудиторная работа по иностранному языку как ключевая мотивация процесса формирования культурных приоритетов обучаемых / Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVIII Респ. науч.-практ. конф., Брест, 28 февраля 2014г. – Брест: БрГУ, 2014. – Ч. 2. – С. 153-155. 
  14. Дефицит учебного времени или требования современного общества? / Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина, З. В. Полиенко // Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации : материалы гор. науч.-практ. семинара, Минск, 20 мая 2014г. - Минск: Академия Управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. - С.91.
    Резюме: Целью данной работы является поиск путей совершенствования качества подготовки студентов юридического факультета в области профессионального ориентированного иностранного языка. 
  15. "Мотивация" и "проблема" как основополагающие принципы факультативных занятий по ИЯ в неязыковых вузах / Профессионально ориентированное обучение ИЯ и переводу в вузе : материалы междунар. конф., Москва, апрель 2013г. – Москва, РУДН, 2013. – С.224-227.
  16. Учебник как составляющая системы профессионально ориентированного обучения в неязыковых вузах / Пермский государственный национальный исследовательский университет, Вторая всероссийская с международным участием научно-практическая конференция "Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом", 25-28 февраля 2013 г. - С.81-84.
  17. Стратегия активного обучения как ответ на запросы современного общества / З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 6: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.] – Минск: «Белорусский Дом печати», 2012. – С. 100-102.
    Резюме: В докладе делается акцент на использование в работе преподавателем иностранного языка нетрадиционных методов обучения, целью которых является создание условий, в которых студенты сами будут открывать, приобретать и конструировать знания. Проведение Недели английского языка является одним из методов активного обучения.
  18. Конструктивизм и конструкционизм как направляющие модули основополагающих принципов системы обучения moodle // Актуальные вопросы повышения качества языкового образования на современном этапе : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, декабрь 2012г.  – Мн., МГЛУ, 2012. - С. 168-177.
  19. Использование системы MOODLE при создании электронного учебника / З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XVI Республиканской науч.-практ. конф., Брест, 24 февраля 2012 г.: в 2 ч. / Брестский государственный университет; редколлегия: В.Ф.Сатинова [и др.]. – Брест, БрГУ, 2012. - Ч.2. - С.50-52.
    Резюме: В докладе затрагивается вопрос обучения студентов английскому языку с использованием новых информационных технологий, а именно локальной компьютерной сети БГУ (e-university, moodle), что соответствует принципам индивидуальности обучения, формированию у студентов информативной культуры, способствует развитию навыков самообразования, созданию баланса между аудиторной и самостоятельной работой.
  20. О важности перехода от традиционного обучения к активному обучению / З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы XV Республиканской науч.-практ. конф., Брест, 25 февраля 2011 г.: в 2 ч. Брест, 2011.-Ч.2.-С.102-104.
    Резюме: Как организовать учебный процесс, чтобы он был эффективным? Как построить обучение, чтобы оно было действительно интересным? Как найти и применить в работе такие методы и средства, которые способствовали бы развитию самостоятельности, воспитанию интереса, развитию творческих способностей студентов? Как преломить свой традиционный подход к обучению к изменяющимся требованиям общества? Ответы на эти непростые вопросы имеют отражение в данном докладе.
  21. How to avoid one-sided mastery of the language / Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе. – Москва: РУДН, 2011. – С.455-457.
  22. Изучение художественной литературы как одной из составляющих процесса формирования «вторичной языковой личности» обучаемого (из опыта работы) / Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Международной конференции, посвященной 90-летию образования Белорусского государственного университета, 28 октября 2011 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — C. 172-173.
  23. Использование локальной компьютерной сети для обучения ИЯ / Актуальные вопросы повышения качества языкового образования на современном этапе: материалы межд. науч.-практ. конф, Минск, 21 декабря 2010 г.: в 2Ч. - БГУ,2010г. – Ч.1 - С. 173 – 176.
  24. О важности мотивации и выбора темы на факультативных занятиях в неязыковых вузах / Актуальные вопросы совершенствования правового образования в средних специальных учебных заведениях: материалы Респ. науч.-практ. конф., Минск, юридический колледж БГУ, 25–26 ноября 2010 года. С.242 – 244. 
  25. Возможности использования локальной компьютерной сети для обучения ИЯ / Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе : материалы междун. конф., Москва, 23-25 марта 2010г. – Москва: РУДН, 2010. - С. 253-257 (в соавторстве).
  26. О классификации тестов при обучении английскому языку в неязыковом вузе (из опыта работы на юридическом факультете) / З. В. Полиенко, Л. Н. Рогова, Т. А. Катомахина // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы IV Международной конференции, посвященной 89-летию образования Белорусского государственного университета, 29 октября 2010 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2010. — C. 92-93.
  27. «Кинотеатр на уроке» или важнейшая составная процесса формирования коммуникативной  компетенции студентов // Вестник БГУ. Минск, БГУ, 2009.
    Резюме: Автор подчеркивает важность применения видео в учебном процессе, ибо этот способ рассматривается (и не без оснований) как важнейшая составная процесса формирования коммуникативной компетенции студентов. Однако, следует тщательно продумать какие видеоматериалы нужно использовать для конкретного занятия и с какой целью, как и когда применять в обучении иностранным языкам, чтобы урок с применением видео не превратился в «кинотеатр на уроке».
  28. Современный учебник: каким он должен быть? / Бизнес – коммуникации и языки для специальных целей; опыт, стратегии, проблемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, БГЭУ, 14-15 мая 2009 (в соавторстве).
  29. Preparing, organizing and guiding students’ self-study / Conference proceeding of the 17th Biannual IATEFL – BelNATE Conference, МГЛУ, 16–18.11.2006. Минск, МГЛУ, 2007.
  30. To teach literature: is it necessary? / English language and culture. Министерство образования и культуры Украины, просветительский центр «Лингвист», 2006.
  31. Об особенностях использования биологически- адекватной методики на уроках английского языка / Межвузовский сборник научных статей “Языки мира – в мир языков”. Минск, 2006. - С. 147-150 (в соавторстве).
    Резюме: Современное общество нуждается в человеке понимающем и сознающем себя, общество и культуру, как минувших эпох, так и современную. Поэтому необходима переориентация общественного сознания на новые принципы и задачи образования, на быстрое и оперативное приобретение новых знаний и навыков. Итогом подобной переориентации должно стать: воспитание целостного, здорового мышления человека, снабжение его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в системе природы-общества, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий. Одним из способов решения данной задачи является REAL-технология ,гибкая и биоадекватная природе человека. Реальный итог работы по REAL- методике – это сокращение времени на изучение предмета в 3-4 раза, повышение интереса к учебе и улучшение результатов учебы, раскрытие творческих способностей обучаемых
  32. К вопросу о практическом воплощении идей Д. Дьюи / Вестник БГУ. Минск, БГУ, 2005. 
    Резюме: Автор исследует одну из важнейших проблем процесса обучения ИЯ – оптимально эффективное педагогическое взаимодействие педагога с обучаемым, которое должно опираться на гуманизацию межличностных отношений. Статья подчеркивает, что обязательным условием успешной совместной деятельности является создание благоприятного психологического климата, т. е. атмосферы доверительных отношений, которая порождает высокую мотивацию говорения. Наиболее интересным и эффективным методом в этом подходе является обучение в сотрудничестве, разработанное американским преподавателем Дж. Дьюи и основой которого является создание условий для активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях. Идеи Джона Дьюи успешно развиваются во многих странах мира на протяжении почти целого века, ибо главная идея – учиться вместе – чрезвычайно гуманна по самой своей сути, что всегда окрыляет успехами нравственного воспитания.
Учебники и учебные пособия
  1. Дебаты на правовые темы = Legal Debating [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / сост. : З. В. Полиенко [и др.] ; под общ. ред. О. И. Васючковой. - Минск : БГУ, 2016. - 1 эл. оптич. диск. (Гриф УМО)

    Резюме: учебно-методическое пособие направлено на развитие речевых умений будущих юристов участвовать в дискуссиях на актуальные правовые темы современного общества, аргументированно отстаивать свою точку зрения и моделировать реальные ситуации делового общения.

  2. Английский язык для студентов-правоведов: итоговые тесты. Минск, ИЦ БГУ, 2010. – 96 с. В соавторстве.
    Резюме: пособие является одним из компонентов УМК и предназначено для проверки знаний по основным видам речевой деятельности.
  3. Английский язык для самостоятельной работы студентов юридических специальностей. Практикум. Минск, ИЦ БГУ, 2008. – 99 с.
    Резюме: Пособие является частью УМК по английскому языку для студентов юридических специальностей. Практикум построен на модульной основе, где каждый модуль обобщает несколько тематических разделов базового пособия «English for Law Students». Методика подачи материала способствует развитию навыков самостоятельной работы студентов с профессионально ориентированным текстом.
  4. Краткий англо-русский словарь юридических терминов. Минск, БГУ. 2005. - 120 с. (Краткий терминологический словарь).
  5. Обучение иноязычной речевой деятельности: метод. рекомендации для преподавателей иностранных языков. – Минск, БГУ, 2004. – 99 с.
)
© Белорусский государственный университет
Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел. + 375 17 209 50 44. Факс. + 375 17 226 59 40. Url: .