Рус Бел Eng De Cn Es
Норман Борис Юстинович

Норман Борис Юстинович

Высшее учебное заведение, которое закончил, специальность: 1966 г. Ленинградский государственный университет филологический факультет отделение славянской филологии.

Отрасли языкознания, в которых работает и может выступать в качестве эксперта, оппонента: русский, болгарский, польский и др. славянские языки, теория языка, социо- и психолингвистика: популяризация лингвистических знаний.

Название кандидатской диссертации, год защиты, научный руководитель: В «Возвратные конструкции в современном болгарском литературном языке» 1969 г., научный руководитель - доктор филологических наук, проф. А.Е. Супрун.

Название докторской диссертации, год защиты, научный консультант: «Синтаксис речевой деятельности. Простое предложение» 1984 г., научный консультант - доктор филологических наук, проф. А.Е. Супрун.

Лингвистика каждого дня. Минск, 1991. - 303 с.

То же, 2-е изд.: Москва, 2004. - 171 с.

Грамматика говорящего. Санкт-Петербург, 1994. - 228 с.

То же, 2-е изд. М., 2010.

Общее языкознание. Структура языка. Типология языков и лингвистика универсалий. Минск, 1995. - 336 с. (соавторы: Н.Б. Мечковская, Б.А. Плотников, А.Е. Супрун);

Основы языкознания. Минск, 1996. - 207 с.

Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие. Москва, 2004. - 296 с.

То же, 2-е изд. М., 2006.

Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск, 2004 - 170 с.

Kognition, Sprache und phraseologische / parömiologische Graduierung- Wiesbaden, 2005. - 403 c. (соавторы: H. Jachnow, A. Kiklevič, N. Mečkovskaja, M. Wingender).

Болгарский язык в лингвострановедческом аспекте. Курс лекций. Минск, 2005. - 131 с.

Лингвистические задачи. Учебное пособие. Москва, 2006. - 272 с.

То же, 2-е изд. Москва, 2008.

То же, 3-е изд. М., 2009.

Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков). Минск, 2009.

Русский язык в задачах и ответах. Минск, 2009.

Русский язык в задачах и ответах. Москва, 2010.Лингвистические задачи. Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. Изд. 3-е. М., Флинта – Наука, 2009. 272 с.

Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков). Курс лекций.  Минск, БГУ, 2009. 183 с.

Грамматика говорящего: От замысла к высказыванию. 2-е изд. испр. и доп. М.: URSS, 2010. 232 с.

Основы психолингвистики. Курс лекций. Минск, БГУ, 2011.  131 с.

Русский язык в задачах и ответах. Сборник задач. М., Флинта – Наука, 2011. 384 с.

Владимир Иванович Даль и русская языковая картина мира. Красноярск: Академическое собрание, 2011.  14 с.

Игра на гранях языка. 2-е изд. М.: Флинта – Наука. 2012. 344 с.

Когнитивный синтаксис русского языка. М.: Флинта – Наука, 2013. 254 с.

Новые занимательные задачи по русскому языку. Минск: Конкурс, 2013. 224 с.

Акцент // Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. С. 26.

Гербы, флаги, униформа и другие опознавательные знаки // Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. С. 136 – 138.

Голос //  Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. С. 35.

Грамматическимй строй языка // Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск: Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. С. С. 35 – 37.

Народная этимология // Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. С. 75.

Речевой аппарат // Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. С. С. 80 – 82.

Синтаксис // Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. С. 89 – 90.

Табу и эвфемизмы // Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. С. 97 – 98.

Фонема // Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск : Белорус. энцикл. им. П. Бровки, 2009. С. 230 – 231.

Номинативное предложение в функции резюме (на материале художественных тестов) //  Жанры речи. Вып. 6. Жанр и язык / Отв. ред. В.В. Дементьев. Саратов, 2009. С. 239 – 246.

К развитию определительных придаточных предложений в славянских языках // Bulgaristica – Studia et Argumenta. Festschrift für Ruselina Nitsolova zum 65. Geburtstag. Herausgegeben von Sigrun Comati. (Specimina Philologiae Slavicae. Bd. 151). München, Verlag Otto Sagner. 2009. С. 317 – 327.

Valkovenäjänkielennykytila // Idäntutkimus. (Helsinki). 2009. № 2. С. 3 – 13 (на финском языке: Современное состояние белорусского языка).

Сдвиг в значении, основанный на формальном сходстве слов // FromPoetstoPadonki. Linguistic Authority & Norm Negotiation in Modern Russian Culture / ed. by I. Lunde & M. Paulsen. Bergen, 2009 (SlavicaBergensia 9). С. 228 – 251.

Прагматический аспект грамматики славянских языков // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2009, № 5. С. 76 – 85.

Внеситуационное предложение versusразовое высказывание: виртуальность и реальность в синтаксисе // Научное наследие Владимира Григорьевича Адмони и современная лингвистика. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Г. Адмони. 9 – 13 ноября 2009 года. Санкт-Петербург, 2009. С. 192 – 193.

Лексический повтор как дискурсивная тактика // Лингвистика креатива. Коллективная монография / отв. ред. Т.А. Гридина. Екатеринбург, 2009. С.  230 – 244. То же – в кн.:  Лингвистика креатива-1. Коллективная монография / Под ред. Т. А. Гридиной. Изд. 2-е. Екатеринбург, 2013. С. 230-244.

Почему антипословицы – «анти»? //  Słowo. Tekst. Czas X. Jednostka frazeologiczna w tradycyjnych i nowych paradygmatach naukowych / pod red. M. Aleksiejenki i H. Waltera. Szczecin – Greifswald, 2010. С. 308 – 316.

От лексического значения к концепту и обратно (слово чемодан в русскоязычном сознании) // Проблемы русского и общего языкознания.  Межвуз. сб. науч. тр. Вып.8.Елец,  2010. С. 59-68.

Хиазм: от механики к идеологии // Дискурс, текст, когниция: Коллективная монография / отв. ред. М.Ю. Олешков. Нижний Тагил, 2010. С.  184 – 199.

Когнитивный аспект синтаксических моделей// Die slavischen Sprachen im Licht der kognitiven Linguistik – Славянские языки в когнитивном аспекте/ Eds: Tanja Anstatt, Boris Norman. – Wiesbaden: Harrassowitz, 2010. – С. 157 – 175.

Псевдовысказывания как лингвистический феномен (на материале славянских языков) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2010, № 1. С. 32 – 53.

Речевая свобода и языковая игра // Русский язык. 2010. № 21. С.  2 – 6.

Искусственное слово в естественном дискурсе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 653 – 657.

Процессы понятийной категоризации  и семантической деривации: семантический прототип против логики таксономии // Проблемы динамической грамматики. Материалы  Международной научной конференции, посвященной 80-летию проф. Л.Н. Мурзина (Пермь, 12 – 14 мая 2010 г.) / Отв. ред. В.А. Мишланов.  Пермь, 2010. С. 54 – 65.

Грамматическая категория рода как фрагмент обыденного метаязыкового сознания [раздел в кн.:] Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Часть 3: коллективная монография / Отв. ред. Н.Д. Голев. Кемерово, 2010. С. 87 – 104.

Русский язык в Беларуси: особенности социолингвистической ситуации //  Humaniora: lingua russica. Развитие и вариативность языка в современном мире. 1. (Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика XIII). Тарту,  2010. С. 175-192.

О лексико-семантических сдвигах в белорусском варианте русского языка // Проблемы лексической семантики. Тезисы докладов международной конференции Девятые Шмелевские чтения (24-26 февраля 2010 года). М., 2010. С. 113 – 116.

Об агглютинативных тенденциях в грамматике русского языка // Русский язык: исторические судьбы и современность. IV Международный конгресс исследователей русского языка. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет. 20-23 марта 2010 г. Труды и материалы / сост. М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. М., 2010. С.27.

Русский язык в современной Беларуси: практика и норма // Русский язык. 2010. № 6. С. 8 – 15.

Кто устанавливает нормы русского языка в Республике Беларусь? // III Международный форум русистов стран СНГ и Балтии. Минск, 7 – 8 декабря 2009 г. Сборник научных статей. Минск, 2010. С. 101 – 105.

К использованию художественных текстов в лингводидактическом процессе // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности (Труды Уральского психолингвистического общества. Вып. 9) / отв. ред. Т.А. Гридина. Екатеринбург, 2011. С. 200 – 211.

Лингвистические наблюдения и открытия в русской поэзии // Русский язык и литература. 2011. № 5. С. 3 – 11.

Полнота / неполнота парадигмы как признак слова // Gramatikaileksikauslovenskimjezicima: zbornikreferata / Gl. urednikS. Tanasič. Beograd – NoviSad, 2011. С. 149 – 162.

К соотношению семантической и сигматической информации в плане содержания слова (на материале славянских языков) // Слово и язык. Сборник статей к восьмидесятилетию акад. Ю.Д. Апресяна. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 307 – 318.

Развитие притяжательных местоимений 3-го лица в славянских языках в свете процессов грамматикализации // Grammaticalization and Lexicalization in Slavic Languages. Joint International Symposium оn November 11-13, 2011. Slavic Research Center, Hokkaido University, Sapporo, 2011. С. 77 – 79.  

Глагольное управление как многофакторный феномен // Дискурс, культура, ментальность: коллективная монография / Отв. ред. М. Ю. Олешков. Нижний Тагил, 2011. С. 242 – 254.

О неполной парадигме слова // Русский язык: система и функционирование (к 90-летию БГУ и 85-летию профессора П.П. Шубы). Сборник материалов Международной научной конференции. 11-12 октября 2011 г. Минск, 2011. С. 13 – 23.

Словоформа как элемент языковой системы и речевой среды // StudiaSlavica Savariensia. 1-2. In honorem Viktor Moiseenko septuagesimi natalis dedicatur. Ред.: Gadányi Károly. Szombathely, 2011. C. 259 – 266.

Словоформа как представитель синтаксемы (динамический аспект)  // Грамматика и текст. К юбилею Галины Александровны Золотовой. (Вопросы русского языкознания. Вып.  XIV).  М., 2011. С. 68 – 80.

Взаимодействие языковых уровней в процессах речевой деятельности  // Ročenka tekstů zahraničních profesorů. Ročnik 5 (The Annual of Texts by Foreign Guest Professors. Volume 5). Praha, 2011. C. 101 – 129.

50 лет белорусской лингвистической славистики (1960 – 2010) // Современная славистика и научное наследие С.Б. Бернштейна. Тезисы докладов  международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С.Б. Бернштейна. 15-17 марта  2011 г. М., 2011. С. 10 – 12.

Развитие притяжательных местоимений 3-го лица в славянских языках в свете процессов грамматикализации // Grammaticalization and Lexicalization in Slavic Languages. Joint International Symposium оn November 11-13, 2011. Slavic Research Center, Hokkaido University, Sapporo, 2011. С. 77 – 79.  

Место синтаксической составляющей в языковой картине мира // Образ России и россиянина в словаре и дискурсе: когнитивный анализ. Тезисы докладов и сообщений Международной научной конференции, посвященной юбилею проф. Л. Г. Бабенко.  Екатеринбург, 2011. С. 30 –33.

Эвфемизмы в истории и в современном обществе //Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. 2011, № 9. С.  4 – 5.

Что значит супруги? Увидеть большое в малом // Русский язык в школе. 2011. № 11. С. 49 – 54.

Лингвистика поэзии: прозрения и заблуждения // Лингвистика креатива. Коллективная монография / Под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2012. С. 177-198. То же – в кн.:  Лингвистика креатива-2. Коллективная монография / Под ред. Т. А. Гридиной. Изд. 2-е. Екатеринбург, 2012. С. 177-198.

К проблеме многозначности: семантика и синтаксис глагола грешить // UrbietAcademiae. Граду и научному сообществу (Архив гуманитарного знания. Научно-практический журнал. 2012, № 1). СПб., 2012. С.119 -127.

О двучленных конструкциях типа взрослым о детях, с песней в дорогу, привет родителям // От значения к форме, от формы к значению. Сб. ст. к 80-летию чл.-корр. РАН А. В. Бондарко. М.: Языки славянских культур. 2012. С. 432 – 443.

Чем Золушка хуже Красной Шапочки? (культурный фон – прецедентное имя – лексическое значение) // Słowo. Tekst. CzasXI. Frazeologiasłowiańskawaspekcieonomazjologicznym, lingwokulturologicznymifrazeograficznym / Podred. M. Hordyet.al. Szczecin – Greifswald, 2012. C. 714 – 721.

Значение падежа и лексические пределы его действия (с особым вниманием к предложно-падежным формам) // Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века  / Red. D. Szumska. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagellońskiego, 2012. С. 253 – 265.   

Диффузный характер языковых знаков, динамичность синтаксической структуры и речевая свобода носителя языка // Дискурс, социум, креативность. Коллективная монография / Отв. ред. М. Ю. Олешков. Нижний Тагил, 2012. С. 42 – 55.

В начале было слово, или от языка – к реальности // Проблемы лингвистической прогностики / Сб. научн. тр. под ред. А. А. Кретова. Вып. 5. Воронеж, 2012. С. 82 – 93.

О процессах синтаксической компрессии в современных славянских языках // Известия Российской Академии Наук. Серия литературы и языка. 2012, том. 71, № 6. С. 3-11.

Одна конфронтативная тактика в русской речи (Сам ты N) // Проблемы речевого общения. Тезисы докладов Международной конференции Десятые Шмелевские чтения (24 – 26 февраля 2012 года). Москва, 2012. С.  136 – 140. 

Об одной особой дискурсивной функции местоимения САМ (конструкция Сам ты N!) // Русский язык сегодня. Вып. 5. Проблемы речевого общения / Отв. ред. Н. Н. Розанова. М., 2012. С. 326 – 337.

Между языком и текстом (потенциальная грамматика) // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности.  (Труды Уральского психолингвистического общества. Вып. 10.)  Екатеринбург, 2012.   С. 5 – 17.

Псевдовысказывания в славянских языках как речевой феномен //Мовазнаўства. Лiтаратуразнаўства. Фалькларыстыка: XV Мiжнародны з’езд славiстаў (Мiнск, 20-27 жнiўня 2013): Даклады беларускай дэлегацыi/ адк. рэд. А.А. Лукашанец. Мiнск: Беларуская навука, 2013. С. 123-136.

Pseudo-utterancesin Slavonic languages as a speech phenomenon// XV Мiжнародны з’езд славiстаў (Мiнск, Беларусь, 20-27 жнiўня 2013): Тэзiсы дакладаў Том 1. Мовазнаўства / гал. рэд. А.А. Лукашанец. Мiнск: Беларуская навука, 2013. P.33.

О прагматической нагрузке грамматических единиц (на материале морфологических категорий болгарского языка) // Jужнословенски Филолог LXIX. Београд, 2013. С. 185 – 201.

Процессы синтаксической аттракции // II Международный научный симпозиум «Славянские языки и культуры в современном мире». Москва, МГУ, 21 – 24 марта 2012 г. Труды и материалы. Изд-во Московского ун-та, 2012. С. 282.

О шутливых словарях русского языка // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2012. № 4 (апрель). С. 4 – 7.

О процессах синтаксической компрессии в славянских языках // Заседание Комиссии по изучению грамматических структур славянских языков Международного комитета славистов. Нитра, 16-18 октября 2012 г.  Сборник тезисов. Nitra, 2012. С. 9- 10.

Русский язык как окно в мир // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2012, № 9. С. 7-10.

Об одной особенности идиостиля Людмилы Петрушевской // Жанры речи. Вып. 8. Саратов – Москва, 2012. С. 326 – 332.

Лингвистическая прагматика, или Лингвопрагматика, прагмалингвистика // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. – Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. С. 291-293.

Психолингвистика // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. – Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. С. 513-514.

Сборники лингвистических задач: история и современность // Современные направления исследования и преподавания славянских языков. Международная научная конференция «VIII Супруновские чтения» (Минск, 21-22 сентября 2012 г.). Сб. научн. статей.  Минск, 2013. С. 123 – 137.

Лингвистические задачи как инструмент самопознания носителя языка // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2013. № 2.  С. 56 - 59.

«Иногда ошибка – это другое лицо творчества в языке» (интервью) // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2013, № 3. С. 4 – 5.

Славянские паремии и языковая картина мира // Международная научно-практическая конференция «Ценности славянского мира», проводимая в рамках XI Форума «Дни славянской письменности и культуры» и посвященная 75-летию образования Луганской области. 13-15 мая 2013 года. Луганск, 2013. С. 63 – 64.

Псевдовысказывания в славянских языках как речевой феномен //Мовазнаўства. Лiтаратуразнаўства. Фалькларыстыка: XV Мiжнародны з’езд славiстаў (Мiнск, 20-27 жнiўня 2013): Даклады беларускай дэлегацыi/ адк. рэд. А.А. Лукашанец. Мiнск: Беларуская навука, 2013. С. 123-136.

Pseudo-utterancesin Slavonic languages as  aspeech phenomenon// XV Мiжнародны з’езд славiстаў (Мiнск, Беларусь, 20-27 жнiўня 2013): Тэзiсы дакладаў Том 1. Мовазнаўства / гал. рэд. А.А. Лукашанец. Мiнск: Беларуская навука, 2013. P.33.

Что делает язык: помнит, предсказывает или фантазирует? //  Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2013. № 7-8. С. 57 – 58.

Язык для специальных целей // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2013. № 9. С. 46 – 47.

Можно ли говорить о белорусском варианте русского языка? // Региональные варианты национального языка. Материалы всероссийской (с международным участием) научной конференции. 17 октября – 20 октября 2013 г. Улан-Удэ, 2013. С. 78–81.

Словоформа vs. парадигма (на материале русского языка)  // Университетский научный журнал. № 4 (2013). Санкт-Петербург. С. 30 – 40.

Я б в долбежники пошел… // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2013. № 10. С. 53 – 54.

Русские слова, уходящие по-английски // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2013. № 11. С. 56 – 57.

Сапоги Италия, ванна Новокузнецк, крыша черепица…О дискурсивной обусловленности грамматики // Slavica Nitriensia (Словакия). 2013. № 1. C. 5-17.

Слова, томящиеся в приемной. От чего зависит судьба нового названия? // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2013. № 12. С. 49-50.

Замысловатые задачи по русскому языку //Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. 2014. № 1. С.54.

)