Рус Бел Eng De Cn Es
Ратникова Ирина Энгелевна

Ратникова Ирина Энгелевна

Высшее учебное заведение, которое закончила, специальность: филологический факультет Белорусского государственного университета по специальности "филолог, преподаватель русского языка и литературы".

Отрасли языкознания, в которых работает и может выступать в качестве эксперта, оппонента: русская, белорусская и сопоставительная лексикология, семантика, ономастика, преподавание русского и белорусского языков в общеобразовательной и высшей школе.

Название кандидатской диссертации, год защиты, научный руководитель: "Моўны статус і асаблівасці функцыянавання імя па бацьку ў сучаснай рускай мове", 1993, научный руководитель - доктор филологических наук, профессор П. П. Шуба.

Название докторской диссертации, год защиты:"Анамастычныя адзінкі па-за прамой рэферэнцыяй у рускім публіцыстычным тэксце", 2003 г.

Имя собственное: от культурной семантики к языковой. – Минск: Изд-во БГУ, 2003. – 214 с.

Антиномия узуса и возможностей языка в ономастической семантике. – Минск: Изд-во БГУ, 1999. – 24 с.

Как поэтический антропоним «вырастает» в антропониме реальном // Вопросы лингвистики: Сб. науч. статей (к 70-летию профессора П. П. Шубы). – Мн.: Изд-во БГУ, 1996. – С. 102–108.

Анамастычная псеўдаідэнтыфікацыя як троп і як «тэкст у тэксце» // Веснік Бел. дзярж. ун-та. – Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 1998. – № 2. – С. 60–64.

Як выкладаць беларускую мову ў 1 класе? // Пачатковае навучанне: сям'я, дзіцячы клас, школа. – Мінск, 1998. –  № 3. –  С. 24–42.

«Старые» и «новые» антропонимы –языковые знаки русского этноса: информационный и экспрессивный потенциал // Исследования по русскому языку/ Под ред. Е. Калишана. – Познань: Grafikon-druk, 1999. – С. 29–36.

Имя собственное вне прямой референции: вторичная семантическая функция //  Веснік Віцебскага дзярж. ун-та. – № 3 (13). – С. 20–25.

Прагматика топонимов и метафорическая семантика // Вестник Гродненск. гос. ун-та. – Сер. 1. - 2000. – № 3 (5). – С. 145–149.

Ономастическая метафора в публицистике: структура и функции // RossicaolomucensiaXXXVIII(zarok1999). 2 čast. – Olomouc, 2000. – S. 613–619.

Топонимика и метафора // Веснік Бел. дзярж. ун-та. – Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2001. – № 1. – С. 54–58.

Имя собственное в разных типах сознания // Русский язык и литература. –2001. –№ 1. –С. 103–112.

Метафоры-топонимы как речевые компенсаторы понятийных и вербальных лакун // Studia Russica XIX. –Budapest, 2001. –P. 116–123.

Семантизация онимов в социально ориентированном тексте // Выбраныя навуковыя працы Белдзяржуніверсітэта: У 7 т. –Т. 2. Гісторыя. Філалогія. Журналістыка. –Мн.: Выд-ва БДУ, 2001. –С. 395–409.

Топонимические метафоры в познании и описании социальной реальности // Веснік Віцебскага дзярж. ун-та. –2001. –№ 1 (23). –С. 50–54.

Актанты, отношения и процессы ономастической метафоры // Вестник Минск. гос. лингвистич. ун-та. – Сер. 1. Филология. – 2002. – № 9. – С. 30–38.

Системные отношения в сфере топонимических метафор // Веснік Бел. дзярж. ун-та. – Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2002. – № 2. – С. 50–56.

Польские антропонимы в осмыслении российской и белорусской социальной реальности // ActaPolono-RuthenicaVII. – Olsztyn: Wyższaszkołapedagogiczna, 2002. – S. 247–258.

Метафоры-антропонимы: структура и содержание основного компонента // Беларуская філалогія: Зборнік навуковых прац вучоных філалагічнага факультэта БДУ. – Мн.: ВТАА «Права і эканоміка», 2003. – С. 153–159.

Китайские антропонимы: семантический, морфологический и фонетический аспекты // Вестник Минск. гос. лингвистич. ун-та. – Сер. 1. Филология. – 2004. – № 14. – С. 81–86. (В соавторстве с Ян Хуэй.).

Ономастические единицы вне прямой референции в русском публицистическом тексте // Веснік Бел. дзярж. ун-та. – Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2004. – № 1. – С. 47–52.

ВІЛЬНЯ ў люстэрку сучаснага беларускага друку // Вестник Минск. гос. лингвистич. ун-та. – Сер. 1. Филология. – 2005. – № 3 (19). – С. 176–184.

Поэтонимы – константы русской культуры // Studia Rusycystyczne Akademii Swięnto-krzyskiej. – T.15. – Kielce, 2005. –  S. 177–185.

Множественность ономастических идентификаций человека и вопрос о тождестве личности// Русистика и современность. Языкознание. Т. 4. – Rzeszów, 2006.– S. 137–147.

Имена собственные как «смыслы в масках»: степени образности// Слово – сознание – культура: сб. науч. трудов. – М.: Флинта: Наука,2006. – С. 176 –185.

Имена  исторических  деятелей  в метафорическом осмыслении современности // Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы ХIКонгресса МАПРЯЛ. Варна, 17–23 сент. 2007  г. Т. 4. – Sofia, HeronPress,2007. –  С. 293–297.

Анамастычны алфавіт беларусаў: Полацк, Вільня, Менск у літаратуры і публіцыстыцы // Acta Universitatis Wratislaviensis No3023 / Slavica Wratislaviensia CXLVII. – Wrocław, 2008. –  S. 353–360.

Сопоставительная фразеология русского и китайского языков в дидактическом аспекте// Беларускае слова : дыялектнае і запазычанае : зборнік артыкулаў па мат-лах навук. чытанняў, прысв. памяці Е.С. Мяцельскай (27–27 крас. 2011 г., г. Мінск). – Мінск : Права і эканоміка, 2011. – С. 60–65 (У сааўтарстве з Лян Цзінь).

Сопоставительно-типологические описания языков в контексте белорусско-китайских научных контактов// Русистика в Беларуси: Вестник БООПРЯЛ. – № 2. –  2011. – С. 42–46.

Единицы русской ономастики на фоне китайских соответствий // Русистика в Беларуси: Вестник БООПРЯЛ. – №  3. –  2012. – С. 8–15. (В соавторстве с Ван Юйхун).

Ономастические единицы китайского языка в компаративном аспекте // Пути Поднебесной : сб. науч. тр. – Вып. 3. В 2 ч. Ч. 1 / Редкол.: А.Н. Гордей [и др.]. – Минск: РИВШ, 2013. – С. 172–180. (В соавторстве с Ван Юйхун).

Изучение и преподавание языков в контексте диалога культур // Русистика в Беларуси: Вестник БООПРЯЛ. – № 4. –  2013. – С. 58–61.

Антропонимия русского и китайского языков: типологические сходства в ономасиологии собственных имен // Веснік Бел. дзярж. ун-та. – Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2014. – № 2. – С. 41–46.

Традиции научного общения: русский язык как объект исследований // Русистика в Беларуси: Вестник БООПРЯЛ. – № 5. –  2014. – С. 44–52.

Беларуская мова: вучэбна-метадычны комплекс для будучых білінгваў // Веснік Бел. дзярж. ун-та. – Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2014. – № 3. – С. 3–7.

Русский язык: Морфология. Учебник для школ с углубленным изучением русского языка / Под ред. П. П. Шубы. – Мн.: Народная асвета, 1996. – 386 с.

(В соавторстве с П. П.Шубой и др.).  

Беларуская мова: Падручнік для 2 класа школ з рускай мовай навучання. – Мінск: Аракул, 1996.  – 252 с.    (У сааўтарстве з Т.М. Валынец іінш.).

Слоўнік да падручніка па беларускай мове для 2 класа школ з рускай  мовай  навучання. – Мінск: Аракул,  1996. – 126 с.  (У сааўтарстве з Т.М. Валынец іінш.).

Русский язык. Культура устной и письменной речи. Учебник для 6 класса школ с белорусским языком обучения. – Минск: Народная   асвета, 1996.– 352 с.(В соавторстве с Л.А. Муриной и др.).

Беларуская мова. Падручнік  для 3 класа школ з рускай мовай                   навучання. – Мінск:  Народная асвета, 1997.  – 237 с. (У сааўтарстве з Т.М. Валынец іінш.).

Беларуская мова. Падручнік для 4 класа школ з рускай мовай навучання. –   Мінск:  Аракул,  1998. – 288 с. (У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Беларуская мова. Падручнік для 1 класа школ з рускай мовай навучання. –Мінск: Аракул, 1998. – 223 с. (У сааўтарстве з П. П. Шубам і інш.).

Русский язык: Культура  устной и письменной речи. 6 класс. Эксперим. учеб.  для шк. с рус. яз. обучения. – Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1999.  –  392 с. (В соавторстве с Л.А. Муриной и др.).   

Русский язык: Культура  устной и письменной речи. Учеб. для 6-го кл. шк. с рус. яз. обучения (для слабовидящих детей). –  Минск: Народная   асвета, 1999. –462 с.  (В соавторстве с Л.А. Муриной и др.). 

Беларуская мова:   Падручнік для 2-га класа  агульнаадукацыйных школ  з рускай мовай навучання.  2-е выд. – Мінск: Народнаяасвета, 2000.–278 с.        (У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Беларуская мова: Падручнік для 3-га класа агульнаадукацыйных школ з рускай мовай навучання. – Мiнск: ТАА “Аракул”. – 224 с.     (У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Русский язык. Учебник для 3-го класса школ с белорусским языком обучения. – Минск: «Оракул», 2001. – 270 с. (В соавторстве с Я.И. Вильтовской и др.).

Русский язык в тестах и  комментариях: В 4-х книгах. Книга 4: Синтаксис. Пунктуация. Пособие для учащихся. – Минск: Современное слово, 2001. – 352 с.  (В соавторстве с Е.Е. Долбик и др.). 

Слоўнiк па беларускай мове. Для 1–3 класаўшкол з рускай мовай навучання. – Мн.: «Беларуская энцыклапедыя», 2001. – 126 с. (У сааўтарстве з П. П. Шубам і інш.).

Русский язык: Культура устной и письменной речи: Учеб. для 5-го кл. 12-летней общеобр. шк. с рус. яз.   обучения. – Минск:  Оракул, 2002.  –  271 с. (В соавторстве с Л.А. Муриной и др.).

Беларуская мова: падручнікдля 2 кл. устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агул. сярэд. адукацыі, з рускай мовай навучання. – Мн.: НИО, 2006. – 136 с. (У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Беларуская мова: падручнік для 3 кл. устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агул. сярэд. адукацыі, з рускай мовай навучання. Ч. I. – Мн.: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2007. – 136 с.;  Беларуская мова: падручнік для 3 кл. устаноў, якія забяспечваюць атрыманне агул. сярэд. адукацыі, з рускай мовай навучання. Ч. II. – Мн.: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2007. – 136 с. (У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Беларуская мова: Падручнік для 4 класа ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі, з рускай мовай навучання. Ч. 1. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2008. – 103 с.;Беларуская мова: Падручнік для 4 класа ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі, з рускай мовай навучання. Ч. 2.– Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2008.  – 109 с. (У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Русский язык: Учебник для 4 класса учреждений, которые обеспечивают получение общего среднего образования, с белорусским языком обучения. Ч. 1.– Минск: Национальный институт образования, 2008.  – 118 с.; Русский язык: Учебник для 4 класса учреждений, которые обеспечивают получение общего среднего образования, с белорусским языком обучения. Ч. 2. – Минск: Национальный институт образования, 2008. – 112 с. (В соавторстве с М.Б. Антиповой и др.).

Русский язык: Учебное пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 272 с. (В соавторстве с Л.А. Муриной и др.).

Русский язык: Учебник для 4 класса учреждений, которые обеспечивают получение общего среднего образования, с белорусским языком обучения: в 2 ч. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Национальный институт образования, 2012.– Ч. 1.– 104 с.; Русский язык: Учебник для 4 класса учреждений, которые обеспечивают получение общего среднего образования, с белорусским языком обучения: в 2 ч. – 2-е изд., испр. и доп.– Минск: Национальный институт образования, 2012. – Ч. 2.–112  с. (В соавторстве с М.Б. Антиповой и др.).

Беларуская мова: падручнік для 3 класа ўстаноў агул. сярэд. адукацыі з рус. мовай навучання: у 2 ч. – 2-е выд., выпраўл. і  дап. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2012. – Ч. 1. – 136 с.;Беларуская мова: падручнік для 3 класа ўстаноў агул. сярэд. адукацыі з рус. мовай навучання: у 2 ч. – 2-е выд., выпраўл. і дап. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2012. – Ч. 2. – 96 с. (У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Беларуская мова: падручнік для 4 класа ўстаноў агул. сярэд. адукацыі з рус. мовай навучання: у 2 ч. – 2-е выд., выпраўл. і дап. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2013. – Ч. 1. – 120 с.;Беларуская мова: падручнік для 4 класа ўстаноў агул. сярэд. адукацыі з рус. мовай навучання: у 2 ч. – 2-е выд., выпраўл. і дап.  – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2013. – Ч. 2. – 104 с. (У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Современный русский язык. Практикум : учеб. пособие.  – Минск : Изд-во Гревцова, 2014. – 368 с.(В соавторстве с Т.Н. Волынец и др.).

Праграмы па беларускай мове для 2–4 класаўшкол з рускай мовай навучання. – Мінск: Навук.-метад. Цэнтр вучэбнай кнігі і сродкаў навучання, 1997. – 16 с.    (У сааўтарстве з П. П. Шубам і інш.).

Программа по русскому языку для подготовительных классов и 1–3-х классов начальной школы. – Мн.: «Адукацыя івыхаванне», 2001.–55с.(В соавторстве с М.Б. Антиповой и др.).

Праграма па беларускай мове для 1 – 3-х класаў школ з рускай мовай навучання // «Пачатковая школа». –   2003. –  № 2.  –  С. 8–12.(У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Русский язык. I – IV класс // Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским языком обучения с 12-летним сроком обучения. – Минск: Минск: Национальный институт образования, 2004.  –   С. 85–97.  (В соавторстве с М.Б. Антиповой и др.).

Русский язык. I – IV класс // Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским языком обучения с 12-летним сроком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2004.  –    С. 85–97. (В соавторстве с М.Б. Антиповой и др.).

Беларуская мова. II–IV класс // Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2005.  – С. 72–85. (В соавторстве с Т.Н. Волынец и др.).

Учебные программы спецсеминаров для студентов филологического факультета по специальности 1-21 05 02 «Русская филология». –  Минск: БГУ, 2006.  –    42 с. (В соавторстве с Е.Е. Долбик и др.).

Программы по русскому языку для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. – Минск: БГУ, 2007. – 138 с. (В соавторстве с Т.Н. Волынец и др.).

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10.02.01 – русский язык, филологические науки. – Минск: БГУ, 2007. – 15 с. (В соавторстве с Т.Н. Волынец и др.).

Беларуская мова: Праграма для 2-4 класа ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі, з рускай мовай навучання. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2008. – 124 с. (У сааўтарстве з Т.М. Валынец і інш.).

Тесты по русскому языку   для 1–3 классов: Пособие для учащихся. – Минск: ООО «Юнипресс», 2001. – 144 с.  

Тэсты па беларускай мове: 1–3 класы: Дапаможнік для   настаўніка. – Мiнск: ТАА «Юніпрэс».  –  208 с.    (У сааўтарстве з І.С. Роўдам).

Современный русский язык.Обособленные члены предложения. Контроль самостоятельной  работы студентов для студентов филологического факультета специальности D 21.05.05 «Романо-германская филология». –  Минск: БГУ, 2003.  – 22 с.

Рабочая тетрадь по русскомуязыку. 5 класс: Пособие для учащихся. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.– 112 с.

Русский язык. Тренировочные и контрольные тесты. Варианты заданий, комментарии к ним и  ключи: Пособие для подготовки к итоговой аттестации. – Мн.: «Асар», 2004.– 352 с.(В соавторстве с Е.Е. Долбик и др.).

Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащихся     учреждений, обеспечивающих получение общ.  средн. образования, с рус.  яз. обучения. – Минск:  ЧУП «Издательство Юнипресс», 2005. – 110 с. 

Рабочая тетрадь по русскому языку. 7  класс:  Пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общ. средн. образования, с рус. яз. обучения. – Минск: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2005. – 112 с.   (В соавторстве с Т.А. Печеневой).     

Русский язык. Тренировочные и контрольные тесты: Пособие для подготовки к итоговой аттестации. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: «Асар», 2005. – 352 с. (В соавторстве с Е.Е. Долбик и др.).

Русский язык: пособие для подготовки к обязательному централизованному  тестированию и поступлению в  вузы. – Минск: ЧУП «Издательство Юни-пресс». – 532 с.   (В соавторстве с Е.Е. Долбик и др.).   

Тренировочные и контрольные тесты по русскому языку для начальных классов: Пособие для учителей и учащихся учреждений, обеспечивающих получение общ. средн. образования, с рус. яз. обучения. – Минск: ЧУП  «Издательство Юнипресс», 2005. – 159 с.

Современный русский язык: тематический контроль. Фонетика. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология: пособие для студентов 1 курса филол. фак. спец. 1-210502 «Русская филология». – Минск: БГУ, 2005. – 54 с. (В соавторстве с С.В. Махонем и др.).

Программа курса по специализации «Языкознание» для студентов специальности 1-21 05 02 «Русская филология». – Минск: БГУ, 2005. – 22 с. (В соавторстве с Е.Е. Долбик и др.).

Русский язык: тренировочные и контрольные тесты: варианты заданий, комментарии к ним и ключи. 3-е изд., испр. и доп. –  Мн.: «Аверсэв» 2006. –  379 с. (В соавторстве с Е.Е. Долбик).

Тэсты па беларускай мове для  бягучага і выніковага кантролю  ведаў. 2 клас: Дапаможнік для настаўнікаў і вучняў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне  агульнай сярэдняй адукацыі з белар. і рус. мовай навучання. – Мінск: ПУП «Изд-во Юнипресс», 2006. – 112 с. (У сааўтарстве з І.С. Роўдам).

Тэсты па беларускай мове для  бягучага і выніковага кантролю  ведаў. 3 клас: Дапаможнік для настаўнікаў і вучняў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне  агульнай сярэдняй адукацыі з белар. і рус. мовай навучання. – Мінск: ПУП «Изд-во Юнипресс», 2006.– 105 с. (У сааўтарстве з І.С. Роўдам).

Тэсты па беларускай мове для бягучага і выніковага кантролю  ведаў.  4 клас: Дапаможнік для настаўнікаў і вучняў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне  агульнай сярэдняй адукацыі з белар. і рус. мовай навучання. – Мінск: ПУП «Изд-во Юнипресс», 2006.– 99 с. (У сааўтарстве з І.С. Роўдам).

Русский язык. Орфография: Подготовка к централизованному тестированию. – Минск: Новое знание, 2009. – 256 с. (В соавторстве с Е.А. Тихомировой).

Русский язык: Тренировочные   и контрольные тесты. Варианты  заданий, комментарии    к ним и ключи(школьникам, абитуриентам, учащимся).–    Мн.: «Аверсэв», 2009.–  379 с.(В соавторстве с Е.Е. Долбик и др.).

Русский язык. Подготовка к тестированию. – 2-е изд. – Минск: ООО «Новое знание», 2010. – 603 с. (В соавторстве с Т.Н. Волынец).

)