Версия для слабовидящих
Рус Бел Eng De Cn Es
Жук Ольга Леонидовна
Заведующий кафедрой
Жук Ольга Леонидовна

Всего имеет более 220 научных  и учебно-методических публикаций. Цитируемость работ согласно  Google Scholar Citations — 932, h-индекс равен 15 (данные на 17.08.2019).

Монографии

  • Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2009. – 336 с.
     
    скачать 
  • Содержание и методика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы: компетентностный подход / О.Л. Жук [и др.] под общ. ред. А.И. Жука.  Минск : БГПУ, 2017. 232 с.
     

Научные статьи 

  • Жук, О.Л. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе (на примере педагогических дисциплин) /О.Л. Жук, С.Н. Сиренко // Высшая школа – 2006. – № 4. – С. 19-25. 
      
  • Жук, О.Л. Педагогическое образование в Республике Беларусь : состояние и направления развития / О.Л. Жук // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 1. – С. 37–40.
    скачать
     
  • Жук, О.Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета / О.Л. Жук // Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 99–105. 
     скачать
     
  • Жук, О.Л. Социогуманитарная подготовка студентов / О.Л. Жук // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 2. – С. 288–297. 

    Жук, О.Л. Компетентностный подход в педагогической подготовке студентов классического университета / О.Л. Жук // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. - 2009. - N 1. - C. 95-104.
      скачать
     
  • Жук, О.Л. Компетентностный подход в преподавании психолого-педагогических дисциплин в вузе / О.Л.Жук // Вышэйшая школа. – 2011. – №1. – С. 25-28. 
     скачать
     
     
  • Жук, О.Л. Современные подходы к воспитанию студенческой молодежи / О.Л.Жук // Праблемы выхавання. – 2011. – №3. – С. 33-38. 
     скачать
     
     
  •  Жук, О.Л. Виртуальная образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития будущего специалиста/ О.Л.Жук, С.Н. Сиренко // Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: в 2 Т.: сб. науч. ст: – Габрово, ЕКС-ПРЕС. – 2011. – Т.1. – 
    С. 133 – 137.
     скачать 
     
  • Жук, О.Л. Направления модернизации высшего образования и стратегии эффективного преподавания / О.Л. Жук // Весн. Белар. дзярж. ун-та. Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2013. – №2. – С.97–100.
     
    скачать 
     
  • Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов как средство личностно-профессионального развития / О.Л. Жук// Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2011. – №2. – С. 114–120.
     
     скачать 
     
  • Жук, О.Л. Психолого-педагогическая компетентность выпускника классического университета / О.Л. Жук // Вышэйшая школа. – 2011. – №5. – С. 32–39.
     скачать
      
  •  Жук, О.Л. Воспитательная работа в учреждении высшего образования: социологический и педагогический анализ / О.Л. Жук, А.П. Богомазов, Ю.Г. Черняк // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – №2. – С. 3–12.
      скачать
     
  •  Жук, О.Л. Роль социально-гуманитарных дисциплин в профессиональном развитии студентов в условиях университетского образования / О.Л. Жук // Психолого-педагогически проблеми на развитието на личността на професионалиста в условията на университетското образование: сб. науч. ст.: в 2 т.– София: Габрово, ЕКС-ПРЕС, 2014. – Т.1. – С. 188–193.
     скачать
     
  • Жук, О.Л. Совершенствование высшего образования Республики Беларусь в контексте Болонского процесса /О.Л. Жук // Европейский союз и Республика Беларусь: перспективы сотрудничества: сб. материалов Междунар. конф. / под ред. В.Г. Шадурского [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – С. 289–293.
     скачать
     
  • Жук, О.Л. Теоретико-методические основы воспитания студентов в современном университете / О.Л. Жук, А.П. Богомазов // Вышэйшая школа. – 2014. – № 6. – С. 3-8.
     скачать
  • Жук, О.Л. Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов / О.Л. Жук // Весн. Белар. дзярж. ун-та. Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2014. – № 3. – С.64–70.  скачать
  • Жук, О.Л. Беларусь: Инклюзивное образование и требования к компетенциям учителей / О.Л. Жук // Эффективная педагогика. – 2012. – № 2-3 (28-29). – С.1922.
     скачать
  • Жук, О.Л. Направления модернизации высшего образования и требования к педагогическим компетенциям преподавателей в контексте Болонского процесса / О.Л. Жук // Вышэйшая школа. – 2015. – № 5. – С. 18 – 22.
     скачать
  • Жук, О.Л. Педагогические основы межкультурного взаимодействия в образовательном процессе вуза / О.Л. Жук // Педагогическое образование в России. – 2013. – №4. – С.153–156.
     
    скачать
  • Жук, О.Л. Беларусь: теоретико-методические основы воспитания современных студентов / О.Л. Жук, А.П. Богомазов // Педагогика. – 2015. – № 4. – С. 99–108.
     
    скачать
  • Жук, О.Л. Междисциплинарная интеграция как условие реализации идей устойчивого развития в образовательной практике / О.Л. Жук // Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика / под. науч. ред. А.И. Жука, Н.Н. Кошель, С.Б. Савеловой. – Минск: БГПУ, 2015. – С. 459 – 468.
     скачать
     
  • Жук, О.Л. Реализация поликультурного диалога в образовательном процессе университета / О.Л. Жук // Адукацыя і выхаванне.– 2013. – №5. – С.21-25.
     
    скачать 
  • Жук, О.Л. Психолого-педагогическая подготовка как фактор личностно-профессионального развития будущих специалистов / О.Л. Жук // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. - 2016. - N 2. - C. 113-117.
     
    скачать
  • Компетентностная модель подготовки педагога в классическом университете / О.Л. Жук // ТехноОБРАЗ  2017 : Инновации в образовании : сборник науч. статей XI Междунар. науч. конф., 2017 г. г. Гродно, Гродненский государственный унивенрситет им. Янки Купалы; депонировано Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, № Д201718 от 30.06.2017. Режим доступа: www.depository.bas-net.by; www.belisa.org.by 
  • Жук, О.Л. Проблемы проектирования компетенций как результатов освоения образовательных стандартов высшего образования / О.Л. Жук // Вышэйшая школа. 2017. № 4. С. 710.
  • Жук, О.Л. Проектирование и формирование универсальных компетенций студентов как условие их личностно-профессионального развития / О.Л. Жук // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: проблеми и перспективи; сборник с научни доклади / Първа книга/. – Асоциация на професорите от славянските страни (АПСС) – 2017; «ЕКС-ПРЕС»- Габрово, 2017. – С. 212–216.

Учебные и учебно-методические пособия

    • Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / 
      О.Л. Жук . Минск,  БГУ. 2003. -- 383 с.
       скачать 
       
       
    • Основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н.Сиренко, А.П. Богомазов, С.А. Пуйман, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик, под общ. ред. О.Л.Жук.
       скачать 
    • Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода : учеб. пособие / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко ; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2007. – 192 с.
       скачать
       
    • Жук, О.Л. Педагогика лета, или Пятая школьная четверть / О.Л. Жук, К.В. Лавринович. – Минск : Аверсэв, 2003. – 140 с.
       скачать 
       
    • Жук, О.Л. Основы педагогики : учеб. пособие / О.Л. Жук [и др.] ; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.
       скачать
       
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Интервью Жук Ольги Леонидовны, доктора педагогических наук, профессора, члена национальной группы экспертов по вопросам реформы высшего образования Республики Беларусь корреспонденту газеты «Унiверсiтэт» Сергею Маевскому. 

14 мая 2015 года на Конференции министров образования стран Европейского пространства высшего образования (Ереван, Армения) Беларусь была принята вБолонский процесс. Начало данному процессу было положено принятием Болонской декларации в 1999 г., которую подписали 29 стран. В настоящее время в Болонский процесс включены 48 стран. Проблемы модернизации высшего образования в контексте Болонского процесса активно освещаются в отечественной прессе и обсуждаются на различных семинарах и конференциях. Белорусский государственный университет – главный университет страны, и потому от его работы по совершенствованию образовательного процесса  во многом зависит качество профессиональной подготовки специалистов в стране.
 
– Ольга Леонидовна, как именно Ваша трудовая деятельность связана с процессом адаптации нашей системы высшего образования к болонской системе?
 
– Как член национальной группы экспертов по вопросам реформы высшего образования Республики Беларусь распространяю идеи и рекомендации Болонского процесса, включая болонские материалы в лекции, семинары, которые регулярно провожу с преподавателями и студентами вузов. Постоянно участвую в обучающих семинарах, организуемых ЕС в рамках Болонского процесса с целью обобщения и распространения лучших европейских образовательных практик. Мои научно-методические статьи по проблемам модернизации высшего образования регулярно публикуются в белорусских и российских изданиях. Например, в последнем номере журнала «Вышэйшаяшкола» (№5,2015) опубликована моя статья по итогам проведенного нами с участием европейских экспертов Болонского процесса обучающего семинара. Этот семинар состоялся в сентябре 2015 г. на базе БГПУ им. М.Танка и был посвящен вопросам реализации компетентностного и междисциплинарного подходов в учебном процессе вуза, организации совместных образовательных программ.
 
– Скажите, что означает слово «компетентностный» в данном контексте?
 
- Компетентностный подход означает то, что профессиональная подготовка студентов в большей мере должна организовываться с учетом современных требований рынка труда, работодателей. Обновление целей и результатов образовательного процесса, содержанияи методик обучения должно осуществляется в соответствии с проблемами, технологиями и содержанием будущей профессиональной деятельности студентов. Например, в соответствии с требованиямикомпетентностного подхода учебные результаты студентов по освоению дисциплины (или ее модулей) или образовательной программы в целом определяются в виде академических, профессиональных, социально-личностных компетенций, которые представлены в образовательных стандартах специальностей. Другими словами, любые достигнутые учебные результаты оцениваются с позиций их вклада в развитие определенных компетенций студента, необходимых ему в профессии и жизни. Также с учетом требованийкомпетентностного подхода в содержание учебных дисциплинследует преимущественно включать не узкопредметные задачи, а актуальные социально-профессиональныезадачи междисциплинарной направленности.
Важное требование к разработке таких задач – это то, что задачи должны «быть в контексте будущей профессии» студента. Они должны моделировать актуальные проблемы и ситуации профессиональной и социально-личностной деятельности, которые выпускникам обязательно придется самостоятельно решать в современном обществе. Решая эти социально-профессиональные задачи-ситуации, студенты приобретают знания, а главное – разнообразный опыт, который им пригодится в будущей профессии и жизни.
 
– Касательно опыта. Известно, что мы – далеко не первая из постсоветских стран, вступивших в Болонский процесс. У нас есть соседи, которые данную систему уже на себе опробовали. Будет ли учтён их опыт в нашей адаптации к Болонскому процессу? И насколько, на Ваш взгляд, вообще позитивен для этих стран опыт вступленияв Болонский процесс?
 
– Из стран СНГ мы, наверное, последними вступили в Болонский процесс. Для нас опыт наших соседей очень важен, потому что до недавнего времени наши системы высшего образования развивалась по схожим принципам в рамках единого советского образовательного пространства. Как известно, в тот период был накоплен ценный опыт подготовки специалистов. Обновление образовательных стандартов высшего образования на основе требований компетентностного подхода; разработка национальных рамок квалификаций с учетом со Всеобъемлющей структуры квалификаций для Европейского пространства высшего образования; организация трёхцикловой структуры высшего образования; реализация Европейской системы накопления и переноса кредитов – это те проблемы, которые в той или иной мере наши соседи уже реализуют. Мы, безусловно, изучаем их опыт, и он является очень полезным для нас.
 
– Означает ли наше вступление в Болонский процесс признание высокого качества отечественной системы образования?
 
- Безусловно. То, что мы приняты в Болонский процесс – это свидетельство того, что наша система высшего образования развивается достаточно эффективно. И многочисленные встречи с экспертами по Болонскому процессу подтверждают эту хорошую оценку.
 
- Насколько активно сегодня идёт процесс нашей адаптации к Болонскому процессу? Где мы уже преуспели? Где мы испытываем трудности, и насколько они серьёзны? Может быть, уже сейчас Вам очевидны какие-то «подводные камни», которые на данном этапе мы не ощущаем, но которые Вы с высоты своего опыта работы в системе образования можете предвидеть?
 
- Прежде всего необходимо отметить, что у нас имеется так называемая Дорожная карта по дальнейшему совершенствованию системы высшего образования…
 
- Что такое «Дорожная карта»?
 
- Дорожная карта – это план действий, который был одобрен и подписан при принятии нас в Болонский процесс.
 
- Очень красивое название.
 
- Да, это такое современное название плана мероприятий по оптимизации отечественной системывысшего образованияв рамках Болонского процесса. Мы должны сосредоточиться на непростых проблемах, но у нас есть все основания эти проблемы решить. Это, например, более полное внедрение Европейской системы накопления и переноса кредитов. В принципе, мы уже ее реализуем, но она должна быть более глубоко понята и принята каждым преподавателем и каждым студентом. В этом инструменте Болонского процесса новым является то, что впервые учебная нагрузка оценивается не с позиции того, насколько «отработал» со студентами преподаватель, а насколько плодотворно студент освоил ту или иную учебную дисциплину или образовательную программу.
В соответствии с Дорожной картой мы должны внедрить трехцикловую, или трехуровневую структуру высшего образования (бакалаврский уровень, магистерский уровень, докторский уровень (аспирантура)). Как известно, аспирантура у нас отнесена к последипломному образованию. В настоящее время рассматривается вопрос о включении аспирантуры в структурувысшего образования. Это, безусловно, усилит сбалансированность и преемственность программ подготовки специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Также с учетом Дорожной карты нам нужно разработать национальную рамку квалификаций. Это тоже очень большая работа, и её наши соседи – например, Россия, Украина, - уже осуществили. Речь идет о корректном описании на основе преемственности современных квалификационных требований к профессиональной деятельности выпускников всех ступеней высшего образования (бакалавр, магистр, кандидат наук (доктор)). В Болонском процессе используется универсальный инструмент – так называемые Дублинские дескрипторы – для описания характеристик степеней и квалификаций. Нам также надо применять этот инструмент, чтобы обеспечить сопоставимость национальной квалификационной рамки, с одной стороны, и Всеобъемлющей структуры квалификаций для Европейского пространства высшего образования и Европейскойструктурыквалификаций для образования в течение всей жизни, с другой. Разработку национальной квалификационной рамки надо осуществлять совместно с сектором труда, работодателями. Хочу подчеркнуть, что внедрение европейской системы кредитов и современной национальной рамкиквалификаций является средством академического признания наших дипломов, развития кредитной мобильности студентов. Еще важным понятием Болонского процесса является студентоцентрированный подход. Он определяет вектор переориентации учебного процесса в вузе от преподавания (объем часов, учебные цели преподавателей, сроки обучения и т.д.) к учению как деятельности студентов, к более полному учету их образовательных возможностей и потребностей, требований работодателей. Главным в обучении становится деятельность студентов по освоению образовательных программ, возрастает объем их самостоятельной работы, ответственность за полученные учебные результаты.
 
- Вы упомянули кредитную систему. Наверняка это не единственное изменение, которое нас ждёт в образовательном процессе. Какие именно нас ждут изменения? Будут ли изменения касаться зачётно-экзаменационной сессии, учёта посещаемости?
 
– Считаю, что эти изменения уже происходят. В университете введена рейтинговая система оценки результатов обучения, в зачётных книжках уже выставляются кредиты. Здесь очень важно каждому студенту понимать, что оценивается именно его учебный труд. Кредиты необходимо заработать, выполнив ряд промежуточных учебно-исследовательских работ в рамках освоения дисциплины или её модуля, защитив учебно-исследовательский проект, задание на период практики и т. д.
 
– А что именно даёт кредитная система? И как именно оценивается деятельность студента? Кредиты – это мера оценки «стоимости» определённойдисциплины, или мера оценки успешности выполнения учебных работ или сдачи экзамена?
 
- И то, и другое. Все виды учебной нагрузки, которую выполняет студент, оцениваются кредитами – результаты изучения учебной дисциплины, ее модуля или цикла дисциплин, результаты практик, самостоятельная работа студентов по дисциплине, выполнение учебно-исследовательских проектов, разработка курсовых и выпускных работ и др. Определение кредитов основывается на различных параметрах. Но обязательно учитываются сроки обучения, аудиторные часы, общая учебная нагрузка студента, учитывающая все виды выполненной студентом учебно-исследовательской деятельности и результаты обучения.
 
– Если правомерно говорить о повышении качества образования в рамках Болонской системы, то правомерно также говорить о повышении статуса нашего диплома? Или, может быть, нас ждёт изменение самого понятия «диплом»?
 
- Понятие «диплом» вряд ли изменится, а вот его статус, безусловно, повысится. К диплому будет выдаваться специальное приложение, так называемое DiplomaSupplement, где посредством системы кредитов и европейской оценочной таблицы будет чётко обозначено, какие дисциплины, какие виды учебно-исследовательской работы студент освоил, какие оценки получил и сколько набрал в процессе обучения кредитов. И так как эта кредитная система является общей для стран Болонского процесса и должна быть связана с национальной и европейской рамками квалификаций, то любому эксперту в европейском вузе будет понятно, что знает и умеет делать обладатель диплома и какими компетенциями он владеет. Это является, в свою очередь, элементом признания дипломов и условием развития мобильности студентов.
 
– Возможно,специалисту будет проще найти работу не только за рубежом, но и у нас?
 
- Сегодня мы расширяем сотрудничество с работодателями. Они принимают участие в работе государственных экзаменационных комиссий, осуществляют руководство дипломными, магистерскими работами, принимают студентов на практику. Работодатели все чаще являются рецензентами и экспертами научно-методической документации. Понятно, что такие работодатели знают, какими компетенциями должен владеть выпускник первой ступени обучения или магистратуры и, соответственно, какие должности они могут занимать. Современным работодателям, которые знают сущность болонских реформ, проще выбрать специалиста на рынке труда. Хотя за рубежом на рынках труда тоже есть трудности. Например, бакалавров принимают на работу хуже, чем магистров. Поэтому не факт, что если вы будете обладателем диплома первой ступени высшего образования, то вас сразу возьмут на работу за рубежом. Зарубежные рынки очень хорошо защищены. Как вы знаете, во многих странах Европы существует достаточно большой процент выпускников высших учебных заведений, которые не могут устроиться на работу по специальности. Но Болонский процесс и не ставил такую цель – обеспечить трудоустройство студентов за рубеж. Задача вдругом: сбалансировать функционирование и развитие систем высшего образования, создать единое образовательное пространство, которое было бы конкурентоспособным и привлекательным, и расширить возможности самих студентов для трудоустройства.
 
- Учитывая то, что включение нашей страны в Болонский процесс позволит нам оптимизировать собственную систему высшего образования, хочется задать следующий вопрос: Болонскийпроцесс – это эволюция или революция для отечественного высшего образования?
 
- Конечно, эволюция. По сути, в 2010-м году мы были готовы войти в Болонский процесс. Многие требования уже были выполнены. Это внедрение двухступенчатой структуры высшего образования, разработка образовательных стандартов специальностей на компетентностной основе и многое другое. Поэтому мы уже не один год, и даже не одну пятилетку, двигаемся в рамках требований Болонского процесса. Это, конечно же, эволюция. В этом процессе значимо не только расширение прав студентов и преподавателей, связанных с их мобильностью. Это, прежде всего, ответственность за качественное выполнение учебной нагрузки. Это требование к увеличению объема самостоятельной работы студента, оцениваемой кредитами; это повышение требований к педагогическим компетенциям преподавателя – уметь организовывать образовательный процесс в рамках студентоцентрированного подхода на основе современных эффективных методик и технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, разрабатывать и внедрять компетентностно ориентированное содержание обучения.
 
- А в чём заключается студентоцентрированный подход?
 
- По сути, это личностно ориентированный подход, который, как я уже отмечала, обеспечивает более полный учёт образовательных потребностей и возможностей студентов, мнений работодателей по подготовке специалистов. Какие инструменты Болонского процесса поддерживают студентоцентрированный подход? Во-первых, это уже рассмотренная нами Европейская система накопления и переноса кредитов. Во-вторых, это возможность студента выбирать учебные дисциплины, курсы по выбору и форму обучения, выстраивать индивидуальные образовательные траектории по освоению образовательных программ. Студентоцентрированный подход подразумевает активизацию самостоятельной работы студентов – как аудиторной, так и внеаудиторной. Например, в обновленных образовательных стандартах специальностей для первой ступени высшего образования Республики Беларусь содержатся 35%-40% дисциплин и спецкурсов по выбору студентов. 50% от объема часов по дисциплине отводится на самостоятельную работу студентов. 30%-40% содержания типовых программ может изменяться преподавателями при разработке рабочих учебных программ с учетом научных инноваций, направлений развития профессиональной деятельности, требований студентов и работодателей.В магистратуре 70% содержания образовательной программы формируется учреждением высшего образования. Из этой доли 50% приходится на элективные дисциплины, которые выбирает для изучения сам студент. Эти положения в определенной мере являются нормативно-методической основой для реализации студентоцентрированного подхода.
 
- Скажите, изменит ли Болонский процесс структуру дополнительного образования? Будут ли сохранены действующие институты в том виде, в котором они существуют сейчас, или они будут как-то преобразованы?
 
- Необходимо подчеркнуть, возрастающую роль и статус всех институтов дополнительного образования, где можно проходить различные виды переподготовки и повышения квалификации. Сегодня в Европе средний возраст людей – это 45 лет. Через 5 лет он будет равен 50 годам. Число молодых людей от 19 до 30 лет уменьшится к этому времени на 10 процентов. Понятно, что нужно создавать в системах образования такие механизмы, которые позволяли бы специалистам зрелого возраста при необходимости переквалифицироваться и быть востребованными. Поэтому роль всего сектора дополнительного образования будет повышаться. Будет появляться широкий спектр различных форм переподготовки, в том числе по новым направлениям. Все эти образовательные программы дополнительного образования должны быть доступны как для студентов, так и для работающих специалистов.
 
- Безусловно, Болонский процесс повышает академическую мобильность студентов, их возможности стажировок за рубежом. А будет ли увеличена мобильность научных работников и профессорско-преподавательского состава?
- Конечно. В рамках Болонского процессасуществуют специальные программы,  например, «Erasmus +», «Горизонт 2020». Они направлены на вовлечение преподавателейв международные проекты. В этой связи возрастают требования к педагогическим компетенциям преподавателей: готовность участвовать в научных исследованиях, владение английским языком, который становится универсальным в научных исследованиях. Например, в 2015г. в ходе конкурса проектных предложений по программе «Erasmus +» в рамках инструмента «Развитие потенциала в сфере высшего образования» белорусские вузы со своими зарубежными партнерами участвовали в подаче 46 заявок. Среди отобранных для финансирования – 4 проекта, в которых участвует наш университет.Информацию о различных программах и международных проектах можно найти на сайте Офиса Программы Erasmus+ в Республике Беларусь www.erasmus-plus.belarus.unibel.byErasmus+ выпускается Информационный бюллетень, в котором содержится полезная информация и методический материал по вопросам Болонского процесса.. Также существует европейский сайт Болонского процесса – www.ehea.info . Кроме того, белорусским Офисом программы
 
- Процесс академической мобильности преподавателей и учёных будет обоюднонаправленным? Можем ли мы ожидать большее число иностранных лекторов в наших аудиториях и большее число иностранных учёных в наших лабораториях?
 
- Конечно. Я думаю, что этот процесс именно обоюднонаправленный, поскольку мы стали полноправными членами Болонского процесса и можем использовать необходимые инструменты для такого обмена. Но чтобы вовлечь в образовательный процесс, научные исследования ученых, профессоров из вузов других стран, нашим факультетам, преподавателям, научным работникам нужно целенаправленно расширять личные контакты, следует активнее участвовать в международных семинарах и конференциях и находить интересных партнеров для сотрудничества.
 
- Понятно, что обоюднонаправленной академическая мобильность будет и в среде студентов. Скажите, на Ваш взгляд, Болонский процесс принесёт количественное изменение в составе обучающихся у нас иностранных студентов, или же нас ждёт его структурное изменение. Иными словами, нашему отделу по работе с иностранными студентами придётся больше работать, или работа будет реорганизована за счёт того, что мы будем привлекать людей из большего числа стран?
 
- Хочется верить, что и количество иностранных студентов увеличится, и диапазон стран, из которых они к нам приезжают, будет расширен. Мы стали полноправными членами Болонского процесса, поэтому будем активнее реализовывать появившиеся возможности в условиях интернационализации высшего образования. Прежде всего, для этого необходимо увеличивать число образовательных программ на английском языке.
 
- И заключительный вопрос. Как Вы говорили сегодня студентам, пришедшим на встречу с Вами, Болонский процесс – это требование глобализации. Но при своём глобализационном характере это процесс, унифицирующий мировую систему образования, или же процесс, поддерживающий национальную специфику?
 
- Очень хороший вопрос, и ответить на него нужно однозначно. Как уже говорила, цель Болонского процесса – сделать более гармоничным функционирование и развитие единого Европейского пространства высшего образования, способствовать усилению его конкурентоспособности и привлекательности. Главным принципом Болонского процесса остаётся «упорядоченное многообразие». Собственные стандарты качества высшего образования мы должны сверять со стандартами качества в рамках Болонского процесса и за счёт этого повышать уровеньотечественного образования, его эффективность и доступность. Но никто не заставляет нас игнорировать собственный лучший образовательный опыт, национальные традиции в образовании. Болонский процесс закладывает вектор в совершенствовании национальных систем высшего образования. Это опережающее образование. Оно должно реагировать на вызовы и требования времени, обеспечивать подготовку специалистов с учетом не только актуальных требований рынка труда, но и перспективных направлений развития производства, науки, технологий. Современный университет, каким является наш БГУ, должен гарантировать студентам подготовку к будущему, а не прошлому. Поэтому сегодня мы должны ориентироваться не только на потребности работодателей, но и создавать (или обновлять) учебные планы или образовательные программы «с опережением» и обеспечивать инновационное развитие страны.
Да, Болонский процесс в каком-то смысле унифицирует Европейское пространство высшего образования, чтобы выдержать натиск глобализации и обеспечить качество образования. Но при этом на основе упорядоченного многообразия Болонские реформы поддерживают национальную специфику.
© Белорусский государственный университет
Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел. + 375 17 209 50 44. Факс. + 375 17 226 59 40. Url: .
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.