Рус Бел Eng De Cn Es
Важное
11.04.2018Институт бизнеса создадут в Белорусском государственном университете

 Институт бизнеса создадут в Белорусском государственном университете. Решение об его открытии путем объединения ИБМТ и ГИУСТ БГУ единогласно приняли члены Совета БГУ, заседание которого прошло 9 апреля.
В течение последнего полугодия ректоратом и службами БГУ был проведен системный анализ всех сфер деятельности университета. Результаты показали ряд тенденций, требующих значительных коррекций. Одна из них касается дублирования специальностей внутри комплекса БГУ, что сказывается на конкурентоспособности образования.
Решение этих проблем лежит в плоскости реализации стратегии развития БГУ. Для ее осуществления в вузе разработана «дорожная карта» дальнейшего движения. Она включает стратегические цели, механизмы их решения, итоговый продукт деятельности, указание сроков и ответственных лиц на каждом этапе выполнения. Реализация программы развития является новым и важным этапом на пути усиления конкурентоспособности БГУ.
Ключевой целью стратегии является повышение качества образования. Ее достижение требует решения ряда задач, одна из которых – оптимизация структуры специальностей. Началом данного процесса стало объединение двух институтов экономического профиля БГУ. Реорганизация позволит аккумулировать имеющийся научно-интеллектуальный потенциал, ликвидирует внутреннее дублирование, создаст предпосылки для формирования отраслевого кластера.
На Совете БГУ было отмечено, что ИБМТ и ГИУСТ развивались параллельно, но их деятельность основывалась на разных концепциях. Назрела необходимость выстраивания единой стратегии развития бизнес-образования в БГУ и внутренняя конкуренция здесь абсолютно неприемлема. Решение о слиянии двух институтов проходило достаточно взвешено и основывалось на глубоком анализе его целесообразности. В двух институтах проводились Советы, где обсуждались все возможные проблемы и преимущества объединения. Решение было поддержано коллективами двух структур практически единогласно, с небольшим исключением – по одному воздержавшемуся. «Мы должны конкурировать на внешнем рынке, а не внутри БГУ», – прокомментировал руководитель ГИУСТ планируемую реорганизацию.
«Объединение институтов усилит бизнес-образование в Беларуси и создаст мощный аналог высшей школы экономики, имеющейся во многих элитарных университетах мира», – резюмировал ректор Андрей Король.
Стратегия Института бизнеса ориентирована на подготовку студентов по пяти специальностям и их направлениям: «маркетинг», «менеджмент», «бизнес-администрирование (преподавание на русском и на английском языках)»; «логистика» и «управление информационными ресурсами». При этом акцент сделан на усиление магистерской, аспирантской подготовки, а также оказание образовательных услуг по повышению квалификации, переподготовки и др.
Также Совет БГУ утвердил передачу блока социокультурных специальностей на профильные факультеты, что позволит аккумулировать образовательные ресурсы по подготовке специалистов. В частности, оптимизированы структуры специальностей факультета философии и социальных наук и факультета социокультурных коммуникаций. Специальности первой ступени высшего образования «социальная работа (по направлениям) и второй ступени высшего образования «социальная психология», «реабилитология», «психология» переданы на ФФСН. Специальности первой ступени высшего образования «дизайн (по направлениям) и второй ступени высшего образования «средовой дизайн» будут базироваться на ФСК.
Следует отметить, что реорганизация двух институтов не скажется на сокращении ставок ППС, так как кафедры всем составом будут переведены на профильные факультеты и продолжат свою деятельность с учетом специфики направлений специальностей.

12.02.2018В БГУ будет внедрена новая форма взаимодействия факультетов и институтов с руководством БГУ

 В БГУ будет внедрена новая форма взаимодействия факультетов и институтов с руководством «Деканские часы». Общение с деканами и руководителями институтов будет проходить каждую среду и четверг с 16.00 до 17.00 по предварительной записи у помощника ректора. Темой общения выступают ключевые вопросы развития факультета (кадрового, образовательного, научного, материально-технического и т.д.), а также идеи и предложения, требующие коллегиального анализа и обсуждения на уровне ректора и проректоров. Поэтому проректоры, в компетенции которых входит заявленная проблема, также находятся во время приема на своих рабочих местах для оперативного согласования и принятия решений.
Стоит отметить, что данная форма никак не ограничивает текущих производственных обращений декана к ректору и проректорам БГУ в любой другой день и время. Новый формат рабочих встреч позволит оптимизировать процесс решения вопросов, наладить качественную обратную связь руководства факультетов и ректората. Совместно с деканами предполагается участие во встрече заведующих кафедрами, если заявленный вопрос непосредственно касается деятельности той или иной кафедры.
В ближайшее время будет также организована система регулярных видеосовещаний с руководством структурных подразделений.

25.01.2018Персональный кабинет сотрудника разработан в БГУ

 Персональный кабинет сотрудника разработан в БГУ. Электронная платформа создана с целью обеспечения информированности и вовлеченности сотрудников во внутренние процессы университета, повышения взаимодействия работников университета.
В настоящее время электронный ресурс включает сведения о персональных данных сотрудника, образовании, трудовой деятельности, отпусках и командировках, наградах и заработной плате.
Доступ к «персональному кабинету» возможен исключительно из локальной сети БГУ. Для того, чтобы войти на личную страницу, необходимо ввести учетную запись – имя пользователя и пароль. При первой активации требуется также указать паспортный идентификационный номер.
На данный момент ведется работа по разграничению персональных кабинетов сотрудников и профессорско-преподавательского состава. Личные странички ППС планируется дополнить разделом «Электронное портфолио», где отобразятся сведения об образовательно-научной деятельности преподавателей.
Для безопасности личной информации пользователям рекомендуется изменить простые пароли на более сложные.

19.01.2018В БГУ создана комиссия по премированию руководителей комплекса БГУ

 В БГУ создана комиссия по премированию руководителей комплекса БГУ. Соответствующий приказ подписал 18 января ректор БГУ Андрей Король.
Деятельность комиссии направлена на усиление стимулирующей роли премии руководителей в повышении эффективности, результативности работы комплекса БГУ и соблюдения принципов социальной справедливости. В частности, за новым органом закреплены функции гласного определения размеров премии руководителям по разработанным критериям.
Председателем комиссии назначен первый проректор БГУ академик Олег Ивашкевич, его заместителем – проректор по экономике и материально-техническому развитию Михаил Черепенников. В ее составе также: проректор по учебной работе и образовательным инновациям Ольга Чуприс, проректор по учебной работе и интернационализации образования Сергей Ходин, проректор по научной работе Василий Сафонов, директор ГИУСТ БГУ Петр Бригадин, декан биологического факультета Владимир Лысак, заведующий кафедрой международных экономических отношений ФМО Наталья Юрова, заведующий кафедрой интеллектуальных систем факультета радиофизики и компьютерных технологий Константин Козадаев и начальник управления кадров Наталья Непевная.
Первое заседание комиссии прошло сегодня, 19 января, при участии ректора БГУ Андрея Короля.

12.01.2018Вопросы, касающиеся функциональных обязанностей проректоров, оплаты труда руководителей структурных подразделений университетского комплекса и соблюдения трудовой дисциплины, были рассмотрены на расширенном ректорате БГУ

 В Белорусском государственном университете прошло расширенное заседание ректората БГУ. Его участниками стали деканы, директора учебных, научно-исследовательских институтов, руководители структурных подразделений вуза.
На повестку дня были вынесены вопросы, касающиеся функциональных обязанностей проректоров, оплаты труда руководителей структурных подразделений комплекса БГУ и соблюдения трудовой дисциплины. «Проведение ректората в таком составе обусловлено необходимостью обсуждения полученных результатов при анализе административной, финансово-экономической работы БГУ и утверждения основных направлений деятельности вуза», – отметил ректор Андрей Король.
Тщательный анализ обязанностей проректоров, деканов и Главного управления учебно-методической работы выявил дублирование функции руководителей. «Это умножает бюрократизм в управленческом процессе и сводит роль проректоров на технический уровень. Для устойчивого развития необходимо уже запускать мощную «турбину», которая привела бы в движение весь университет», – подчеркнул ректор. Для того, чтобы избежать схожих ролей, функционал проректоров по учебным вопросам уже скорректирован и переориентирован на актуальные направления деятельности БГУ. В связи с этим введены должности проректора по ученым вопросам и образовательным инновациям и проректора по учебной работе и интернационализации образования, на которые назначены профессора Ольга Ивановна Чуприс и Сергей Николаевич Ходин соответственно.
Ввиду пересмотра функционала проректоров изменится и функционал деканов. Повысится их роль в качестве руководителей, что потребует корректировки должностных инструкций и поставленных задач. Их решение обусловлено сосредоточенностью на актуальных вопросах, существующих сегодня в университете. Они заключаются в проектировании и организации образовательных процессов на 1 и 2 ступенях, совершенствовании стандартов образовательных программ высшего образования, внедрении инновационных методик обучения, интернационализации образования, экспорте образовательных услуг и работы с заказчиками. Возникновение этих вопросов обусловлено некоторыми статистическими данными, приведенными ректором Андреем Королем. В их числе сведения по значительному отчислению студентов. Одну из причин этого ректор видит в формализованном подходе преподавателя к обучению. «Под престижностью любого университета нужно понимать его привлекательность для студента. А это то, насколько мы предоставляем молодым людям возможность выявить, раскрыть и реализовать свой потенциал. А трансляцией разным студентам одинаковой, «правильной» и «готовой» информации этого достичь нельзя. Обучаем ли мы их создавать законченный образовательный продукт, вовлекая в исследовательскую и творческую деятельность? Ответы связаны, прежде всего, с изменением методологии, содержания обучения на уровне стандартов и учебных программ, критериев оценивания, выборе продуктивных форм и методов обучения. И здесь особую роль должен сыграть входящий в состав БГУ РИВШ», – подчеркнул Андрей Король.
Открытым также остается вопрос экспорта образовательных услуг. В 2017 году план экспорта услуг был выполнен только на 82%. «Этот интегральный показатель эффективности работы вуза заставляет задуматься. Поэтому ракурс на интернационализацию выбран неслучайно», – отметил ректор.
Также на заседании ректората обсуждалась схема работы университета с заказчиками кадров. «Мы видим, что этот процесс несовершенен. Необходимо выстраивать непрерывную цепочку: от заказа специалиста организациями до его трудоустройства. Сегодня этот процесс прерывается, и часто потому, что выпускающие кафедры и факультеты не уделяют должного внимания работе с заказчиками и вопросам распределения», – прокомментировал Андрей Король. Руководство вуза намерено усилить работу по взаимодействию с заказчиком кадров, что скажется и на возможностях финансирования университета. 
На ректорате также подчеркнули, что сегодня актуальной ситуацией для БГУ является работа в условиях повышенной конкуренции за абитуриента. Она требует изменений в подходах профориентационной работы, консолидации усилий факультетов, приемной комиссии и совершенствования направления в довузовском сегменте.
При рассмотрении вопроса оплаты труда руководителей структурных подразделений (ректора, проректоров, деканов факультетов и директоров институтов) комплекса БГУ ректор Андрей Король выделил основной тезис в регулировании данной системы: «Не получать деньги, а зарабатывать их. Необходимо усилить внебюджетную деятельность подразделений».
На ректорате были озвучены новые принципы начисления заработной платы. Они основываются на тщательном, длительном и глубоком анализе предыдущей схемы ее расчета. В частности, были проанализированы доходы ректората, деканов, директоров институтов, начальников главных управлений и начальников управлений за январь–ноябрь 2017 года. В ряде случаев анализ показал значительные составляющие оплаты труда некоторых руководителей как за счет их участия в ВНК (временный научный коллектив) и проектах международной технической помощи (МТП), так и получение премий из разных источников. В связи с этим было дано поручение проректору по научной работе Василию Сафонову проверить совместно с деканами биологического факультета и ФРКТ качество научных открытий, которые финансируются по ВНК и выполняются на этих факультетах.
Было отмечено, что подобное превалирование дополнительных выплат демотивируют на выполнение руководителем сугубо административных функций и на реализацию стратегических целей факультетов и институтов.
Поэтому в БГУ разработана новая схема формирования оплаты труда руководителя, действие которой осуществляется с января текущего года. Установлены предельные и максимальные уровни оплаты административного труда руководителей. Дополнительно возможно выполнение работ по совместительству (ППС или научного сотрудника) до 0,5 ставки. И, впервые, с января 2018 года, руководитель сможет заработать до 10% средств от ФОТ (фонда оплаты труда), полученных в результате дополнительной внебюджетной деятельности подразделения.
«Зарплата деканов факультетов и директоров институтов будет зависеть в том числе от численности студентов, количества образовательных программ на первой и второй ступенях, и особенно, от числа программ на английском языке, иностранных учащихся и экспорта услуг», – добавил ректор.


Одним из ключевых моментов системы оплаты труда являются рекомендации руководителю «успеть» качественно выполнить административные функции, что сделает малопродуктивным его участие в ВНК по темам, финансируемыми из бюджета.
С ноября 2017 года на факультеты для дополнительного поощрения ППС на основе рейтинга уже выделены средства в размере 12,5 % от внебюджетной прибыли. Декан факультета совместно с заведующими кафедрами определяют размеры поощрения для лучших преподавателей. Распределение этого дополнительного премиального фонда на факультетах рекомендовано сделать максимально открытым для всех заведующих кафедрами и руководства факультетов.
С января 2018 года в БГУ также будут установлены именные ежемесячные премии в размере 150 рублей для преподавателя по результатам его работы за предыдущий календарный год. Количество выделенных премий на факультет составляет от трех до десяти и определяется числом студентов на факультете.
«В отношении оплаты труда работников и начальников управлений с целью оптимизации и дебюрократизации в расходовании премиального фонда, исключения многократного премирования в одном календарном месяце для каждого административного подразделения разработаны критерии эффективности труда (коэффициенты), согласно которым на каждое подразделение будут выделяться материальные средства. Руководитель управления, например, сможет премировать раз в месяц каждого своего сотрудника исходя из результатов его труда. А руководителя будет премировать общеуниверситетская комиссия во главе с первым проректором», – отметил ректор Андрей Король. 
Вопрос трудовой дисциплины на расширенном ректорате представила начальник управления кадров Наталья Непевная. Она отметила необходимость соблюдения всеми сотрудниками правил трудовой и исполнительской дисциплины. Основными требованиями к структурным подразделениям являются: наличие у них журналов учета рабочего времени (кроме ППС), составленного графика работы заведующих кафедрами, плана командировочных поездок, а также спланированного графика трудовых отпусков. Было подчеркнуто, что каждый заведующий кафедрой должен «эффективно использовать рабочее время руководителя» с целью перспективного развития своей структуры.
Наталья Непевная также всех присутствующих проинформировала, что с января текущего года возобновляются оплачиваемые дежурства по ректорату руководящего состава БГУ в выходные и праздничные дни.


  

19.12.2017В БГУ создан Совет по цифровой трансформации

 В Белорусском государственном университете создан Совет по цифровой трансформации. Соответствующий приказ 15 декабря подписал ректор БГУ Андрей Король.
Совет станет коллегиальным консультативным органом для ректора БГУ по ряду вопросов. В частности, Совет будет определять стратегические направления повышения эффективности и результативности деятельности университета, осуществлять разработку предложений по модернизации и оптимизации образовательных, научных и административных процессов, структуры и функций подразделений и служб университета. За новым органом закреплены также функции мониторинга и контроля, анализа и координации процессов цифровой трансформации и информатизации БГУ.
Председателем Совета назначен заведующий кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий Юрий Воротницкий. В состав вошли также заведующий кафедрой клеточной биологии и биоинженерии растений биологического факультета Вадим Демидчик, начальник Центра информационных технологий Виктор Кочин, начальник Главного управления учебной и научно-методической работы Людмила Хухлындина, заведующая кафедрой государственного управления юридического факультета Ольга Чуприс и декан факультета международных отношений Виктор Шадурский.