Рус Бел Eng De Cn Es
Важное
22.11.2018Стратегия цифровой трансформации разработана в БГУ

 Стратегия цифровой трансформации разработана в БГУ. Данная концепция впервые представлена в системе высшего образования нашей страны.
Новые цифровые форматы документов позволяют экономить средства и оптимизировать аттестационный процесс в БГУ. К слову, только в 2018 году за счет внедрения новых студенческих билетов на основе международных банковских карт университет сэкономил около 40 тыс. рублей. В ближайшее время планирование работы преподавателей, их отчеты о выполнении учебных поручений, журналы кураторов, другие документы будут вестись только в электронном виде в личных кабинетах преподавателей на внутреннем сайте БГУ.
В отличие от традиционной информатизации, цифровая трансформация позволит модернизировать содержание образования и технологий обучения, оптимизировать основные процессы деятельности университета и его структуру.
В центре стратегии – личность студента, раскрытие его индивидуальных способностей. В БГУ уже разработан комплект творческих заданий по различным дисциплинам, проведено более 100 занятий по новым методикам эвристического, диалогового обучения, в том числе – в дистанционной форме. Более 500 преподавателей приняли участие в онлайн-семинарах по этим методикам.
Предполагается расширение возможностей выбора студентами дисциплин и переход на индивидуальные сроки изучения отдельных курсов. В учебный процесс на цифровых платформах будут внедряться системы развивающего, эвристического, диалогового обучения, ориентированные на творческую самореализацию студентов, развитие у них критического мышления, и креативных способностей, создание собственного образовательного продукта. Реализация основных задач стратегии предусматривает внедрение онлайн-обучения, расширение экспорта дистанционных образовательных услуг, модернизацию бизнес-процессов на основе цифровых безбумажных технологий.
В настоящее время в БГУ преподавание ряда дисциплин ведется дистанционно. Для их осуществления в будущем планируется привлечение зарубежных преподавателей. Стратегия предусматривает создание Центра открытого образования, реализацию политики интернационализации университетского образования на цифровых платформах.
В числе положений стратегии выполнение студентами курсовых и иных работ в электронном виде с обязательной проверкой в системе «Антиплагиат». Для этого будет создан общеуниверситетский репозиторий данных работ, обеспечивающий их сохранность и целостность.
Напомним, анонсированная год назад автоматизированная рейтинговая система дополнительного материального стимулирования преподавателей успешно разработана и внедрена в БГУ.
Коллегиальное обсуждение основных положений Стратегии цифровой трансформации состоится 26 ноября на Совете БГУ.

15.10.2018Стратегические цели развития БГУ до 2021 года и задачи на 2018-2019 учебный год были представлены на Совете вуза

 Стратегические цели развития Белорусского государственного университета до 2021 года и задачи на 2018-2019 учебный год были представлены на Совете вуза. Заседание прошло 15 октября. Его участниками стали члены Совета, руководство факультетов и институтов, директора предприятий комплекса, начальники Главных управлений и управлений, представители общественных организаций БГУ.
О стратегических приоритетах, конкретных задачах развития университета рассказал ректор БГУ Андрей Король. В основу стратегических направлений движения вуза положены результаты проведенного системного анализа деятельности БГУ.
Для устойчивого и динамичного развития комплекса БГУ сегодня ключевыми являются цели по качественной реализации заказа на образование со стороны обучающегося, его представителей, социума; выстраиванию кадровой политики с опорой на реальные достижения всех категорий сотрудников; созданию целостной системы эффективного внедрения результатов научных исследований путем формирования учебно-научно-производственных кластеров; достижению целей воспитательной и идеологической работы, в том числе через использование открытого содержания образования; вхождению БГУ в число 1% лучших университетов мира, а также по увеличению внебюджетных доходов вуза.
В настоящее время осуществляется системная работа по реализации поставленных задач. Конкретные действия по их осуществлению были представлены на заседании Совета. Например, уже исключено дублирование специальностей экономического и гуманитарного профилей внутри комплекса БГУ; оптимизированы структуры специальностей ФФСН и ФСК. В числе реализованных задач отмечено создание системы, обеспечивающей разработку методологии, содержания и практики креативного образования, направленной на подготовку специалистов, соответствующих требованиям XXI века. Внесены содержательные изменения Образовательных стандартов специальностей; разработаны новые учебные планы. Для увеличения доли «остепененных» сотрудников подготовлен проект Стратегии развития кадрового потенциала БГУ и Положение о грантах ректора БГУ. Также в БГУ разработан механизм изменения распределения доли прибыли, полученной при выполнении НИОКР, между вузом и подразделениями, внедрена новая форма взаимодействия факультетов и институтов с руководством БГУ, совершенствуется система управления экспортом образовательных услуг и др.
Для достижения обозначенных задач на заседании Совета были назначены ответственные за их выполнение и озвучены сроки реализации.


С полным презентационным материалом доклада ректора БГУ Андрея Короля «Стратегические цели развития БГУ до 2021 года и задачи на 2018-2019 учебный год» можно ознакомиться во Внутренней сети БГУ «INTRANET.BSU». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.09.2018На Международном дне инноваций в Ташкенте были представлены перспективы реализации программы «Цифровой университет» в БГУ

 Цифровая трансформация изменит содержание, формы и методы образования. Такое мнение высказал ректор БГУ Андрей Король во время Международного дня инноваций в Ташкенте. «Отвечая на вызовы эпохи формирования и развития экономики знаний, БГУ начал реализацию широкомасштабной программы цифровой трансформации «Цифровой университет», затрагивающей все стороны деятельности вуза, – рассказал руководитель вуза. – Эта программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных как на модернизацию содержания, форм и методов обучения, так и на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры БГУ».
При этом ректор отметил, что цифровой университет не следует упрощенно понимать как вуз, в котором все учебные материалы представлены в цифровых форматах, в образовательном процессе повсеместно используются информационные технологии, а содержание и формы образовательного процесса остаются неизменными со времен основания первых средневековых университетов. «Цифровая трансформация университета отличается от информатизации тем, что она прежде всего должна изменять содержание, формы и методы образования. Именно это мы ставим во главу угла, формулируя цель создания цифрового университета: выполнить заказ личности и социума на получение качественного образования, востребованного в условиях развития экономики знаний и цифровых технологий, – пояснил он. – Для этого необходимо придерживаться следующих принципов трансформации образовательного процесса: человекосообразности – выявления, раскрытия и реализации индивидуального потенциала студента; социокультурной сообразности – удовлетворения заказа социума на подготовку специалиста, востребованного на рынке труда в условиях быстроизменяющегося мира. А также важным является аспект продуктивности – развитие творческих возможностей человека, создающего в процессе обучения собственные образовательные продукты и обсуждающего их с другими учащимися».
Современный ученик, студент не может и не хочет быть «чистым листом», наполняемым знаниями. «В процессе получения образования его необходимо вырастить, опираясь на индивидуальные особенности и дав ему возможность творить и сравнивать свои образовательные проекты с результатами, полученными другими людьми. Такой подход позволяет подготовить выпускника творческого, умеющего задавать вопросы, ставить цели, отстаивать свою позицию и не только организовывать свою профессиональную деятельность сегодня, но и способного к самоизменению завтра, – подчеркнул Андрей Король. – Современные цифровые технологии – средство, вторичное по отношению к смыслам и целям образования. Эти технологии эффективны, когда применяются для наполнения образования новым содержанием, использования новых форм и методов обучения, развивающих творческий потенциал и креативные способности учащегося».
По мнению ректора, в контексте цифровой трансформации информационные технологии получают новое звучание. Например, новый импульс сегодня имеет дистанционное обучение, открывающее широкие возможности для реализации таких форм образовательного процесса, как смешанное, эвристическое, «перевернутое», социальное обучение.
Во время форума ректор БГУ встретился с руководством Huawei, а также обсудил перспективы взаимодействия с ташкентскими коллегами. В частности, прошли переговоры с ректором Ташкентского государственного института востоковедения (ТГИВ) Абдурахимом Манноновым. Был рассмотрен вопрос совместной подготовки специалистов-востоковедов, филологов, историков, политиков, экономистов со знанием восточных и западных языков. Стороны договорились о подписании в ближайшее время соглашения об открытии совместных образовательных программ ТГИВ с филологическим и экономическим факультетами, ФМО и ФФСН БГУ.
Международный день инноваций организован Huawei совместно с центром «Стратегия развития» при Президенте Республики Узбекистан, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана. Участниками мероприятия стали свыше 200 отраслевых экспертов, ученых, представителей государственных органов из 13 стран. Форум направлен на рассмотрение вопросов будущего цифровой трансформации и экономики.


По материалам БЕЛТА и пресс-службы БГУ

04.09.2018Заседание комиссии по предоставлению скидок со сформированной стоимости обучения состоялось в БГУ

 Заседание комиссии по предоставлению скидок со сформированной стоимости обучения состоялось в БГУ. Возглавил комиссию ректор БГУ Андрей Король. Заседание прошло при участии деканов факультетов, директоров институтов и Юридического колледжа БГУ. Руководством образовательных структур предварительно были подготовлены соответствующие материалы и списки кандидатур, претендующих на скидки на обучение.
По итогам заседания комиссия БГУ приняла решение в 2018/2019 учебном году предоставить скидку 497 студентам и учащимся. Из числа иностранных граждан скидку на обучение получат 16 студентов.
Размер скидок зависит от успеваемости и составляет 20, 40 или 60 %.
Согласно законодательству и нормативным документам вуза снижение оплаты за обучение предоставляется тем студентам, которые в предшествующем учебном году показали высокие результаты при сдаче сессии (не менее 50% отметок 10 и 9 баллов, остальные – не ниже 6 баллов) и вели научно-исследовательскую и общественную работу.

30.08.2018Впервые в Беларуси первокурсники БГУ станут пользователями уникального студенческого билета!

 Около пяти тысяч первокурсников и магистрантов БГУ впервые в системе высшего образования нашей страны получат уникальный электронный студенческий билет, совмещенный с банковской платежной картой ОАО «Белинвестбанк». Обладателями нового документа станут студенты как бюджетной, так и платной формы обучения. Его преимуществами являются многофункциональность, технологичность, компактность и высокий уровень защиты.
Новый студенческий билет совмещает на одном бесконтактном микрочипе средство радиочастотной идентификации и платежное приложение. Первое обеспечивает пропуск на территорию и в корпуса университета, а также обслуживание в любом пункте Фундаментальной библиотеки БГУ, второе – возможность производить различные расчеты. В частности, приобретать товары в интернете на белорусских и зарубежных сайтах, рассчитываться за проезд в метро и т.д. Держателям студенческого билета бесплатно доступны мобильный и интернет-банкинги Белинвестбанка, которые позволяют быстро оплачивать учебу, общежитие, мобильную связь без посещения отделений банка. Новый студенческий билет станет помощником и на отдыхе, позволив совершать расчеты за границей, бронировать и оплачивать проживание, авиа- и железнодорожные билеты.
Выпуск нового продукта осуществляется на базе банковской платежной карточки MasterCard Standard PayPass EMV Белинвестбанка. Это обеспечивает высокую безопасность хранения личных данных. Срок действия совмещенного документа – четыре года, что не требует в течение обучения обращения в банк для его замены.
По формату студенческий билет не отличается от обычной платежной карты. На его лицевой стороне содержатся данные обучающегося: фотография, номер билета и банковской карты. В верхнем правом углу размещена символика БГУ и Министерства образования Беларуси, а в левом – логотип Белинвестбанка.
Отметим, что символический инновационный студенческий билет ректор БГУ Андрей Король вручит 1 сентября лучшей первокурснице университета на торжественном мероприятии, посвященном Дню знаний (ул. Бобруйская, 5а). Начало в 10.00.
Новый студенческий билет является научной разработкой Центра информационных технологий БГУ, выполненной с привлечением ведущих специалистов в данной области. В БГУ создание и его внедрение рассматривается как часть программы широкомасштабной цифровой трансформации, реализуемой с конца 2017 года в Беларуси.
Напомним, в 2003 году БГУ стал первым вузом Беларуси, который ввел в пользование электронные студенческие билеты. В 2010 году они были внедрены во все учреждения высшего образования страны. Накопленный опыт разработки и внедрения идентификационных карт и функциональных приложений на их основе, наличие необходимого кадрового потенциала позволяет рассматривать БГУ как перспективную пилотную зону для разработки и апробации инноваций, которые в дальнейшем могут найти применение при создании и развитии в Беларуси решений, ориентированных на использование уникальных электронных карт.
В дальнейшем функционал нового студенческого билета будет расширяться и дополняться. Планируется внедрение инновации и в других университетах Беларуси.

 

28.06.2018В БГУ началось внедрение автоматизированной системы расчета рейтинговых оценок деятельности профессорско-преподавательского состава

 В БГУ началось внедрение автоматизированной системы расчета рейтинговых оценок деятельности профессорско-преподавательского состава.
Встречи с заведующими кафедрами по вопросам работы в данной системе состоялись 25 и 27 июня. Встречи провели председатель Совета по цифровой трансформации БГУ Юрий Воротницкий, проректор по учебной работе и образовательным инновациям Ольга Чуприс, начальник Центра информационных технологий Виктор Кочин.
Внедрение рейтинговой системы проводится в БГУ в несколько этапов.
В настоящее время в личных кабинетах преподавателей реализовано заполнение в электронном виде отчетов об учебно-методической и организационно-воспитательной работе за 2017/2018 учебный год. С конца августа 2018 года будет введена в эксплуатацию вторая очередь системы, обеспечивающая распределение нагрузки между преподавателями кафедр и заполнение в электронном виде индивидуальных планов, карточек учета нагрузки №1 и №2.
В декабре планируется обеспечить ввод в систему отчетов о научно-исследовательской работе за календарный год, верификацию отчетов заведующими кафедрами, деканатами и профильными управлениями, а также автоматизированный расчет повышений тарифного оклада и рейтинговых оценок.
Новая автоматизированная система облегчит работу профессорско-преподавательского состава, заведующих кафедрами по планированию и учету работы, обеспечит объективность и прозрачность материального стимулирования преподавателей. 
Положение о рейтинговой системе дополнительного материального стимулирования лиц профессорско-преподавательского состава было обсуждено в трудовом коллективе БГУ и утверждено приказом ректора 25 апреля 2018 года.

22.06.2018На Профессорском собрании БГУ были представлены стратегические цели развития университета и задачи по их реализации

 На Профессорском собрании БГУ были представлены стратегические цели развития университета и задачи по их реализации. Этот вопрос стал одним из ключевых на заседании, участие в котором приняли свыше 350 докторов наук и профессоров вуза.
О стратегических приоритетах развития БГУ в современных условиях рассказал ректор БГУ Андрей Король. Он подчеркнул, что в основу стратегии положены результаты проведенного системного анализа деятельности университета. Сегодня для устойчивого и динамичного развития комплекса БГУ ключевыми являются цели по повышению качества образования, выстраиванию кадровой политики с опорой на реальные достижения всех категорий сотрудников, увеличению количества ППС, имеющих ученые степени, а также созданию целостной системы эффективного внедрения результатов научных исследований, достижению целей воспитательной и идеологической работы, через инновации учебном процессе, вхождению в число 300 (1%) лучших университетов мира и увеличению экспорта образовательных услуг и внебюджетных доходов комплекса БГУ, совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.
Ректор БГУ Андрей Король обратил внимание, что каждая из целей имеет конкретные показатели измерения и в настоящее время осуществляется системная работа по реализации поставленных задач. В БГУ разработан и с 2018 года реализуется проект Стратегии развития кадрового потенциала БГУ. Например, уже на 20 % обновлен состав заведующих кафедрами, средний возраст которых составляет 44 года, сокращено 20 ставок руководящих работников комплекса БГУ. За счет объединения ИБМТ и ГИУСТ БГУ проведена оптимизация специальностей экономического и гуманитарного профилей, а также реструктуризирован Институт журналистики. Разработан и реализуется механизм рейтинговой системы оплаты труда для всех категорий сотрудников университета. В числе реализованных задач отмечено создание системы, обеспечивающей разработку методологии, содержания и практики креативного образования, направленной на подготовку специалистов, соответствующих требованиям XXI века. Также в БГУ внедрена новая форма взаимодействия факультетов и институтов с руководством БГУ, улучшается материально-техническая база корпусов и общепита и др. Кроме того, были обозначены проблемные поля по реализации стратегических задач и их возможные перспективы. Предпринимаются усилия по проведению капитального ремонта Главного корпуса БГУ.
В рамках Профессорского собрания также состоялось обсуждение работы президиума данного сообщества за 2015–2018 годы. С докладом об основных результатах деятельности за указанный период выступил председатель президиума, заведующий кафедрой философии и методологии науки ФФСН Анатолий Зеленков. Завершилось заседание выборами нового состава президиума Профессорского собрания.

 

14.05.2018 Межвузовский образовательный портал «Методология, содержание, практика креативного образования» создан в БГУ

 Межвузовский образовательный портал «Методология, содержание, практика креативного образования»  создан в Белорусском государственном университете. Это открытая интерактивная интернет-площадка с возможностью дистанционного участия всех желающих в её работе. Портал станет точкой роста системы креативного образования, будет способствовать формированию содержания, целей, форм, методов и критериев оценивания учебных занятий.
Функционирование ресурса направлено на развитие образовательной творческой среды, перестройку деятельности учреждений образования в соответствии с требованиями моделей университета 3.0.–4.0. Данные модели требуют новых эвристических качеств преподавателя, которые позволят индивидуализировать учебный процесс и создать условия для самореализации обучающегося.
Творческие методы сегодня применяются в обучении, но только лишь в рамках информационного подхода. Трансляционный характер образования основан на передаче обучающемуся педагогически адаптированного социального опыта, что демотивирует ученика, не развивает в нем личные качества и стремление к самоизменению с учетом новых требований.
Для подготовки специалистов, востребованных работодателем, необходима творческая система образования, изменение ее характера с монологичного на диалогичный. Требуется иная методология обучения – учить обучающегося не брать «чужое», а создавать собственный образовательный продукт, ориентированный на достижения человечества по каждой конкретной теме.
В настоящее время портал аккумулирует результаты проведенных в феврале– мае в Беларуси семинаров очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково». Его участниками стали свыше 250 педагогов и преподавателей БГУ, Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Республиканского института высшей школы, Лицея БГУ и четырех республиканских колледжей. В процесс обсуждения вопросов креативного обучения были вовлечены ключевые звенья всех ступеней образования – общего среднего, средне-специального и высшего. Фото, видеоматериалы, основные рефлексии и лучшие инновационные методические разработки размещены в разделах данного ресурса.
Стоит отметить, что главным итогом дистанционного оргдеятельностного курса стало изменение у многих преподавателей подходов к обучению, расширение практики применения инновационных методов в образовательном процессе. «Появился новый взгляд на решение проблем обучения, понимание необходимости расширения арсенала средств обучения студентов», – отметил член-корреспондент НАНБ, заведующий кафедрой конституционного права Григорий Василевич. Заведующая кафедрой экологии человека факультета социокультурных коммуникаций Ирина Пантюк подчеркнула: «Теперь знаю, как можно еще проводить занятия, чтобы «не терять» студента». Аспиратнка Наталья Кисель отмечает: «В ходе работы у меня появилась такая ассоциация, что я как барон Мюнхгаузен, который взял себя за волосы и вытащил сам себя из болота. Почему появилась эта ассоциация? Наверное, потому, что я иначе взглянула на образовательный процесс».
На портале педагоги любого учреждения образования Беларуси смогут поделиться своими публикациями, идеями, инновационными методическими разработками. Здесь будут размещаться и проводиться в онлайн-режиме тематические вебинары, круглые столы, семинары и конференции. На онлайн-площадке будут инициированы дискуссии по вопросам «зачем учить», «чему учить» и «как учить», обсуждения содержания образовательных стандартов, учебных программ, технологий обучения. Особое внимание планируется уделять анализу педагогической практики.
Предполагается, что результатом деятельности портала станет коллективная разработка рекомендаций и предложений по корректированию образовательных  стандартов, учебных программ с учетом требований, предъявляемых сегодня к подготовке специалиста.
Структурно портал состоит из разделов: «Новости», «Площадка диалога», «Мероприятия», «Галерея», «Рефлексии», «Тезаурус».
К участию в работе данного межвузовского информационного ресурса приглашаются преподаватели, студенты, исследователи, ученые, а также все заинтересованные в развитии современного университетского образования.
Портал создан по инициативе и на базе БГУ. Вузами-партнерами выступают: Академия управления при Президенте Республики Беларусь; Гродненский государственный университет имени Янки Купалы; Даляньский политехнический университет (КНР). Научным редактором является ректор БГУ, доктор педагогических наук Андрей Король. Техническую разработку и поддержку портала осуществляет центр информационных технологий БГУ.

11.04.2018Институт бизнеса создадут в Белорусском государственном университете

 Институт бизнеса создадут в Белорусском государственном университете. Решение об его открытии путем объединения ИБМТ и ГИУСТ БГУ единогласно приняли члены Совета БГУ, заседание которого прошло 9 апреля.
В течение последнего полугодия ректоратом и службами БГУ был проведен системный анализ всех сфер деятельности университета. Результаты показали ряд тенденций, требующих значительных коррекций. Одна из них касается дублирования специальностей внутри комплекса БГУ, что сказывается на конкурентоспособности образования.
Решение этих проблем лежит в плоскости реализации стратегии развития БГУ. Для ее осуществления в вузе разработана «дорожная карта» дальнейшего движения. Она включает стратегические цели, механизмы их решения, итоговый продукт деятельности, указание сроков и ответственных лиц на каждом этапе выполнения. Реализация программы развития является новым и важным этапом на пути усиления конкурентоспособности БГУ.
Ключевой целью стратегии является повышение качества образования. Ее достижение требует решения ряда задач, одна из которых – оптимизация структуры специальностей. Началом данного процесса стало объединение двух институтов экономического профиля БГУ. Реорганизация позволит аккумулировать имеющийся научно-интеллектуальный потенциал, ликвидирует внутреннее дублирование, создаст предпосылки для формирования отраслевого кластера.
На Совете БГУ было отмечено, что ИБМТ и ГИУСТ развивались параллельно, но их деятельность основывалась на разных концепциях. Назрела необходимость выстраивания единой стратегии развития бизнес-образования в БГУ и внутренняя конкуренция здесь абсолютно неприемлема. Решение о слиянии двух институтов проходило достаточно взвешено и основывалось на глубоком анализе его целесообразности. В двух институтах проводились Советы, где обсуждались все возможные проблемы и преимущества объединения. Решение было поддержано коллективами двух структур практически единогласно, с небольшим исключением – по одному воздержавшемуся. «Мы должны конкурировать на внешнем рынке, а не внутри БГУ», – прокомментировал руководитель ГИУСТ планируемую реорганизацию.
«Объединение институтов усилит бизнес-образование в Беларуси и создаст мощный аналог высшей школы экономики, имеющейся во многих элитарных университетах мира», – резюмировал ректор Андрей Король.
Стратегия Института бизнеса ориентирована на подготовку студентов по пяти специальностям и их направлениям: «маркетинг», «менеджмент», «бизнес-администрирование (преподавание на русском и на английском языках)»; «логистика» и «управление информационными ресурсами». При этом акцент сделан на усиление магистерской, аспирантской подготовки, а также оказание образовательных услуг по повышению квалификации, переподготовки и др.
Также Совет БГУ утвердил передачу блока социокультурных специальностей на профильные факультеты, что позволит аккумулировать образовательные ресурсы по подготовке специалистов. В частности, оптимизированы структуры специальностей факультета философии и социальных наук и факультета социокультурных коммуникаций. Специальности первой ступени высшего образования «социальная работа (по направлениям) и второй ступени высшего образования «социальная психология», «реабилитология», «психология» переданы на ФФСН. Специальности первой ступени высшего образования «дизайн (по направлениям) и второй ступени высшего образования «средовой дизайн» будут базироваться на ФСК.
Следует отметить, что реорганизация двух институтов не скажется на сокращении ставок ППС, так как кафедры всем составом будут переведены на профильные факультеты и продолжат свою деятельность с учетом специфики направлений специальностей.

12.02.2018В БГУ будет внедрена новая форма взаимодействия факультетов и институтов с руководством БГУ

 В БГУ будет внедрена новая форма взаимодействия факультетов и институтов с руководством «Деканские часы». Общение с деканами и руководителями институтов будет проходить каждую среду и четверг с 16.00 до 17.00 по предварительной записи у помощника ректора. Темой общения выступают ключевые вопросы развития факультета (кадрового, образовательного, научного, материально-технического и т.д.), а также идеи и предложения, требующие коллегиального анализа и обсуждения на уровне ректора и проректоров. Поэтому проректоры, в компетенции которых входит заявленная проблема, также находятся во время приема на своих рабочих местах для оперативного согласования и принятия решений.
Стоит отметить, что данная форма никак не ограничивает текущих производственных обращений декана к ректору и проректорам БГУ в любой другой день и время. Новый формат рабочих встреч позволит оптимизировать процесс решения вопросов, наладить качественную обратную связь руководства факультетов и ректората. Совместно с деканами предполагается участие во встрече заведующих кафедрами, если заявленный вопрос непосредственно касается деятельности той или иной кафедры.
В ближайшее время будет также организована система регулярных видеосовещаний с руководством структурных подразделений.

25.01.2018Персональный кабинет сотрудника разработан в БГУ

 Персональный кабинет сотрудника разработан в БГУ. Электронная платформа создана с целью обеспечения информированности и вовлеченности сотрудников во внутренние процессы университета, повышения взаимодействия работников университета.
В настоящее время электронный ресурс включает сведения о персональных данных сотрудника, образовании, трудовой деятельности, отпусках и командировках, наградах и заработной плате.
Доступ к «персональному кабинету» возможен исключительно из локальной сети БГУ. Для того, чтобы войти на личную страницу, необходимо ввести учетную запись – имя пользователя и пароль. При первой активации требуется также указать паспортный идентификационный номер.
На данный момент ведется работа по разграничению персональных кабинетов сотрудников и профессорско-преподавательского состава. Личные странички ППС планируется дополнить разделом «Электронное портфолио», где отобразятся сведения об образовательно-научной деятельности преподавателей.
Для безопасности личной информации пользователям рекомендуется изменить простые пароли на более сложные.

19.01.2018В БГУ создана комиссия по премированию руководителей комплекса БГУ

 В БГУ создана комиссия по премированию руководителей комплекса БГУ. Соответствующий приказ подписал 18 января ректор БГУ Андрей Король.
Деятельность комиссии направлена на усиление стимулирующей роли премии руководителей в повышении эффективности, результативности работы комплекса БГУ и соблюдения принципов социальной справедливости. В частности, за новым органом закреплены функции гласного определения размеров премии руководителям по разработанным критериям.
Председателем комиссии назначен первый проректор БГУ академик Олег Ивашкевич, его заместителем – проректор по экономике и материально-техническому развитию Михаил Черепенников. В ее составе также: проректор по учебной работе и образовательным инновациям Ольга Чуприс, проректор по учебной работе и интернационализации образования Сергей Ходин, проректор по научной работе Василий Сафонов, директор ГИУСТ БГУ Петр Бригадин, декан биологического факультета Владимир Лысак, заведующий кафедрой международных экономических отношений ФМО Наталья Юрова, заведующий кафедрой интеллектуальных систем факультета радиофизики и компьютерных технологий Константин Козадаев и начальник управления кадров Наталья Непевная.
Первое заседание комиссии прошло сегодня, 19 января, при участии ректора БГУ Андрея Короля.

12.01.2018Вопросы, касающиеся функциональных обязанностей проректоров, оплаты труда руководителей структурных подразделений университетского комплекса и соблюдения трудовой дисциплины, были рассмотрены на расширенном ректорате БГУ

 В Белорусском государственном университете прошло расширенное заседание ректората БГУ. Его участниками стали деканы, директора учебных, научно-исследовательских институтов, руководители структурных подразделений вуза.
На повестку дня были вынесены вопросы, касающиеся функциональных обязанностей проректоров, оплаты труда руководителей структурных подразделений комплекса БГУ и соблюдения трудовой дисциплины. «Проведение ректората в таком составе обусловлено необходимостью обсуждения полученных результатов при анализе административной, финансово-экономической работы БГУ и утверждения основных направлений деятельности вуза», – отметил ректор Андрей Король.
Тщательный анализ обязанностей проректоров, деканов и Главного управления учебно-методической работы выявил дублирование функции руководителей. «Это умножает бюрократизм в управленческом процессе и сводит роль проректоров на технический уровень. Для устойчивого развития необходимо уже запускать мощную «турбину», которая привела бы в движение весь университет», – подчеркнул ректор. Для того, чтобы избежать схожих ролей, функционал проректоров по учебным вопросам уже скорректирован и переориентирован на актуальные направления деятельности БГУ. В связи с этим введены должности проректора по ученым вопросам и образовательным инновациям и проректора по учебной работе и интернационализации образования, на которые назначены профессора Ольга Ивановна Чуприс и Сергей Николаевич Ходин соответственно.
Ввиду пересмотра функционала проректоров изменится и функционал деканов. Повысится их роль в качестве руководителей, что потребует корректировки должностных инструкций и поставленных задач. Их решение обусловлено сосредоточенностью на актуальных вопросах, существующих сегодня в университете. Они заключаются в проектировании и организации образовательных процессов на 1 и 2 ступенях, совершенствовании стандартов образовательных программ высшего образования, внедрении инновационных методик обучения, интернационализации образования, экспорте образовательных услуг и работы с заказчиками. Возникновение этих вопросов обусловлено некоторыми статистическими данными, приведенными ректором Андреем Королем. В их числе сведения по значительному отчислению студентов. Одну из причин этого ректор видит в формализованном подходе преподавателя к обучению. «Под престижностью любого университета нужно понимать его привлекательность для студента. А это то, насколько мы предоставляем молодым людям возможность выявить, раскрыть и реализовать свой потенциал. А трансляцией разным студентам одинаковой, «правильной» и «готовой» информации этого достичь нельзя. Обучаем ли мы их создавать законченный образовательный продукт, вовлекая в исследовательскую и творческую деятельность? Ответы связаны, прежде всего, с изменением методологии, содержания обучения на уровне стандартов и учебных программ, критериев оценивания, выборе продуктивных форм и методов обучения. И здесь особую роль должен сыграть входящий в состав БГУ РИВШ», – подчеркнул Андрей Король.
Открытым также остается вопрос экспорта образовательных услуг. В 2017 году план экспорта услуг был выполнен только на 82%. «Этот интегральный показатель эффективности работы вуза заставляет задуматься. Поэтому ракурс на интернационализацию выбран неслучайно», – отметил ректор.
Также на заседании ректората обсуждалась схема работы университета с заказчиками кадров. «Мы видим, что этот процесс несовершенен. Необходимо выстраивать непрерывную цепочку: от заказа специалиста организациями до его трудоустройства. Сегодня этот процесс прерывается, и часто потому, что выпускающие кафедры и факультеты не уделяют должного внимания работе с заказчиками и вопросам распределения», – прокомментировал Андрей Король. Руководство вуза намерено усилить работу по взаимодействию с заказчиком кадров, что скажется и на возможностях финансирования университета. 
На ректорате также подчеркнули, что сегодня актуальной ситуацией для БГУ является работа в условиях повышенной конкуренции за абитуриента. Она требует изменений в подходах профориентационной работы, консолидации усилий факультетов, приемной комиссии и совершенствования направления в довузовском сегменте.
При рассмотрении вопроса оплаты труда руководителей структурных подразделений (ректора, проректоров, деканов факультетов и директоров институтов) комплекса БГУ ректор Андрей Король выделил основной тезис в регулировании данной системы: «Не получать деньги, а зарабатывать их. Необходимо усилить внебюджетную деятельность подразделений».
На ректорате были озвучены новые принципы начисления заработной платы. Они основываются на тщательном, длительном и глубоком анализе предыдущей схемы ее расчета. В частности, были проанализированы доходы ректората, деканов, директоров институтов, начальников главных управлений и начальников управлений за январь–ноябрь 2017 года. В ряде случаев анализ показал значительные составляющие оплаты труда некоторых руководителей как за счет их участия в ВНК (временный научный коллектив) и проектах международной технической помощи (МТП), так и получение премий из разных источников. В связи с этим было дано поручение проректору по научной работе Василию Сафонову проверить совместно с деканами биологического факультета и ФРКТ качество научных открытий, которые финансируются по ВНК и выполняются на этих факультетах.
Было отмечено, что подобное превалирование дополнительных выплат демотивируют на выполнение руководителем сугубо административных функций и на реализацию стратегических целей факультетов и институтов.
Поэтому в БГУ разработана новая схема формирования оплаты труда руководителя, действие которой осуществляется с января текущего года. Установлены предельные и максимальные уровни оплаты административного труда руководителей. Дополнительно возможно выполнение работ по совместительству (ППС или научного сотрудника) до 0,5 ставки. И, впервые, с января 2018 года, руководитель сможет заработать до 10% средств от ФОТ (фонда оплаты труда), полученных в результате дополнительной внебюджетной деятельности подразделения.
«Зарплата деканов факультетов и директоров институтов будет зависеть в том числе от численности студентов, количества образовательных программ на первой и второй ступенях, и особенно, от числа программ на английском языке, иностранных учащихся и экспорта услуг», – добавил ректор.


Одним из ключевых моментов системы оплаты труда являются рекомендации руководителю «успеть» качественно выполнить административные функции, что сделает малопродуктивным его участие в ВНК по темам, финансируемыми из бюджета.
С ноября 2017 года на факультеты для дополнительного поощрения ППС на основе рейтинга уже выделены средства в размере 12,5 % от внебюджетной прибыли. Декан факультета совместно с заведующими кафедрами определяют размеры поощрения для лучших преподавателей. Распределение этого дополнительного премиального фонда на факультетах рекомендовано сделать максимально открытым для всех заведующих кафедрами и руководства факультетов.
С января 2018 года в БГУ также будут установлены именные ежемесячные премии в размере 150 рублей для преподавателя по результатам его работы за предыдущий календарный год. Количество выделенных премий на факультет составляет от трех до десяти и определяется числом студентов на факультете.
«В отношении оплаты труда работников и начальников управлений с целью оптимизации и дебюрократизации в расходовании премиального фонда, исключения многократного премирования в одном календарном месяце для каждого административного подразделения разработаны критерии эффективности труда (коэффициенты), согласно которым на каждое подразделение будут выделяться материальные средства. Руководитель управления, например, сможет премировать раз в месяц каждого своего сотрудника исходя из результатов его труда. А руководителя будет премировать общеуниверситетская комиссия во главе с первым проректором», – отметил ректор Андрей Король. 
Вопрос трудовой дисциплины на расширенном ректорате представила начальник управления кадров Наталья Непевная. Она отметила необходимость соблюдения всеми сотрудниками правил трудовой и исполнительской дисциплины. Основными требованиями к структурным подразделениям являются: наличие у них журналов учета рабочего времени (кроме ППС), составленного графика работы заведующих кафедрами, плана командировочных поездок, а также спланированного графика трудовых отпусков. Было подчеркнуто, что каждый заведующий кафедрой должен «эффективно использовать рабочее время руководителя» с целью перспективного развития своей структуры.
Наталья Непевная также всех присутствующих проинформировала, что с января текущего года возобновляются оплачиваемые дежурства по ректорату руководящего состава БГУ в выходные и праздничные дни.


  

19.12.2017В БГУ создан Совет по цифровой трансформации

 В Белорусском государственном университете создан Совет по цифровой трансформации. Соответствующий приказ 15 декабря подписал ректор БГУ Андрей Король.
Совет станет коллегиальным консультативным органом для ректора БГУ по ряду вопросов. В частности, Совет будет определять стратегические направления повышения эффективности и результативности деятельности университета, осуществлять разработку предложений по модернизации и оптимизации образовательных, научных и административных процессов, структуры и функций подразделений и служб университета. За новым органом закреплены также функции мониторинга и контроля, анализа и координации процессов цифровой трансформации и информатизации БГУ.
Председателем Совета назначен заведующий кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий Юрий Воротницкий. В состав вошли также заведующий кафедрой клеточной биологии и биоинженерии растений биологического факультета Вадим Демидчик, начальник Центра информационных технологий Виктор Кочин, начальник Главного управления учебной и научно-методической работы Людмила Хухлындина, заведующая кафедрой государственного управления юридического факультета Ольга Чуприс и декан факультета международных отношений Виктор Шадурский.