Новости и события

Новости
05 октября 2017

Ректор БГУ Андрей Король принял участие в семинаре для старост первого курса и ответил на вопросы студентов

Ректор БГУ Андрей Король принял участие в семинаре «Ты староста» и ответил на вопросы студентов

Первая встреча ректора БГУ Андрея Короля со студентами состоялась в БГУ. Прошла она в рамках трехдневного семинара «Ты староста». Участниками стали около 250 первокурсников. Встреча-диалог длилась около двух часов. Было задано свыше 40 вопросов, касающихся будущего университета, хобби и увлечениях. Студенты обращались за советом, как правильно организовать свой рабочий и учебный день, на каких жизненные ценности стоит ориентироваться в наше информационно перенасыщенное время. Ректор БГУ Андрей Король отметил: «В очередной раз убедился, насколько важно поддерживать такой двусторонний контакт, когда не только студенты участвуют в жизни вуза, но и его руководство, преподаватели в свою очередь вникают в интересы молодых людей. Это позволяет лучше понять, какие ожидания они связывают с университетом, и найти возможность оправдать их чаяния».

 

Полный фотоотчет о встрече см. в фотогалерее БГУ и на сайте Цифрового фотоархива БГУ.

 
Смотрите видео ответов ректора БГУ Андрея Короля на вопросы студентов:

  

 03.10.2017 Ректор о БГУ: изменения, бренд, Лицей БГУ, студенческие объединения, меню столовой, БГУ через 5 лет

 Студент: Какие изменения в системе образования и в организации студенческой жизни можно ожидать в ближайшее время?
А.Д. Король:
В отношении БГУ, своего рода законодателя моды в образовании, хотелось бы выстроить процесс обучения в вузе таким, чтобы каждый студент смог создавать «свое» знание в эвристическом диалоге с внешним миром.
Студент: Неоднократно Вы используете слово «бренд» в отношении БГУ. Как старосты учебных групп могут помочь ректору и вузу поддерживать этот бренд? Возможно, стоит задавать более высокие планки или организовать что-то «специальное» с участием ректора?
А.Д. Король:
До встречи с вами, дорогие первокурсники, руководство БГУ три часа обсуждало на ректорате вопросы о том, как сделать так, чтобы студент хорошо учился и в результате созданных условий смог себя реализовать.
В одной из социальных сетей, «Вконтакте» или в «Фейсбуке», прочитал интересную фразу. Она мне близка и отвечает моим научным интересам и соответствует практической части деятельности. Звучит она следующим образом: «Вы родились уникальными. Не превращайтесь в стандарт».
Роль старосты первого курса – вдвойне ответственная. Первый курс – это начало всего нового и необычного, дополнительная нагрузка ввиду значимого функционала. Сегодня, на этом мероприятии, вас учат тому, каким должен быть староста. В связи с приведенной выше фразой моя просьба к вам. Дорогие старосты, сделайте так, чтобы с вашей помощью каждый студент стал и оставался уникальным!
Студент: Первый приказ, подписанный Вами в должности ректора БГУ.
А.Д. Король:
О переводе на дневную форму обучения студентов.
Студент: Приезжая к друзьям на факультет радиофизики я вижу их стадион в плохом состоянии. Будет ли он модернизирован, и планируется ли выделение средств на его ремонт?
А.Д. Король:
  Приезжайте и дальше к своим друзьям. Ректорат над этим вопросом работает. Конкретно по срокам начала ремонтных работ точно сейчас не могу сказать. Я только третий день нахожусь в должности ректора БГУ. Но озвучу свою твердую позицию: жизнь студента должна быть как можно более яркой и полноценной, в том числе, и с точки зрения быта. Не всё, конечно, получается, как хочется. Но относительно стадиона, уверен, он будет построен.
Студент: Лицей является важной частью такой большой машины, как БГУ. Ваше мнение и отношение к данному учебному заведению. Планируются ли какие-либо изменения или нововведения в его системе образования?
А.Д. Король:
Конечно, Лицей – важнейший элемент любого университета. Это площадка, которая позволяет в дальнейшем успешно учиться в вузе. Я не буду сейчас говорить директивно, о непрерывности системы, о том, что среднее специальное и общее среднее звенья должны быть тесно взаимосвязаны с высшей ступенью образования. Но если в Лицее мы продолжим выявление, индивидуализацию предпочтений его учеников, от этого БГУ, и, в целом, наша страна только выиграет.
Студент: За те годы, которые я проучился в университете, заметил, что с каждым годом у нас все больше становится иностранных студентов. Планируется ли в наших столовых вести вегетарианское, кошерное, халяльное меню? Хотя бы по одному-два блюду? Чтобы люди всех национальностей могли питаться комфортно и полноценно в столовых БГУ?
А.Д. Король:
Очень хорошее предложение. Более того, я считаю, что каждый человек, в какой бы стране он не находился, должен чувствовать себя достаточно комфортно. В этом искусство диалога культур. Я не вижу больших сложностей в реализации Вашего предложения. Более того, я убежден, что такая возможность в БГУ уже есть. Другое дело, возможно, не все иностранные студенты знают о том, что могут заказывать свою индивидуальную линейку меню. Спасибо за предложение.
Студент: Помимо столь высокой должности, которую Вы занимаете – ректор ведущего вуза страны, ведете ли Вы или собираетесь вести занятия по какой-либо специальности?
А.Д. Король:
Будучи на самых разных должностях: от заведующего кафедры, руководителя отдела до ректора вуза, всегда с большим удовольствием преподавал. Общение со студентами – это определенный психологический комфорт. Причем использую как очное взаимодействие, так и дистантное. Я практикую занятия и в социальных сетях. Но это уже технологии обучения. Студенты заводят свой аккаунт, затем мы совместно выбираем пароль. Предварительно на лекциях обсуждаем возможные задания, как правило, исследовательского типа. Свои решения студенты размещают на страничке, после чего каждый выполняет роль рецензента и оппонента. Однозначно, от преподавания я не откажусь. Мои дисциплины – педагогика и психология.
Студент: Какие объединения студентов должны быть в вузе?
А.Д. Король:
Я противник какого-либо внешнего воздействия на студента и на людей в целом. Само слово «должно» сомнительно и уместно, возможно, в армии.
Если существует среда, которая содействует созданию каких-либо изменений – замечательно. Это естественный эволюционный ход. Но подход – «как решил ректор или проректор» в БГУ не применим.
Студент: Возможно ли в будущем ожидать более активного вовлечения Института теологии в общеуниверситетскую жизнь БГУ?
А.Д. Король:
У меня уже есть план и намерение посетить все структурные подразделения вуза, включая Институт теологии. Тем более, что я лично знаком и не раз общался с Владыкой Митрополитом Павлом. На изменения нужно смотреть аккуратно. С одной стороны, Институт теологии – это учреждение образования, которое имеет особую миссию. С другой стороны – там тоже есть жизнь, наука, и изменения закономерны. Но только, если они будут эволюционными и назревшими.
Студент: Каким Вы видите БГУ через пять лет?
А.Д. Король:
Я не футурист. Но приложу все усилия, для того, чтобы БГУ стал более значимым университетом в мире. Хотя и сегодня, БГУ входит в топы университетов по результатам самых авторитетных международных рейтингов. Можно поставить цель, чтобы через пять лет БГУ вошел в один процент самых эксклюзивных университетов мира.


 03.10.2017 Ректор БГУ об образовательном процессе: белорусский язык, срок обучения, ЦТ, внутренняя мобильность


Студент: В своей научной деятельности Вы вводите понятие «эвристический диалог». Что это такое и как это понятие применяется на практике в обучении студентов?
А.Д. Король:
Эвристика – наука об открытии, возникшая во времена Сократа. Напомню, древнегреческий философ выступал с речами на площади Агора, выходил в центр и слушал утверждения оппонента. После начинал задавать ему вопросы. В заключение этих вопросов, собеседник приходил совершенно к противоположному мнению. Такая способность увидеть две противоположности: до беседы и после нее, смотреть на здание не только с фасада, но и с тыльной стороны – это и есть рождение нового знания.
Сегодня эвристика в педагогической науке – это система обучения, которая основана на открытии. Ученику создаются условия для формирования своих знаний. Ему предлагается исследовать какой-то объект, изучить его, и исходя из своих особенностей, создать новое. После этого идет сравнение «своего» знания с заранее готовой информацией из книжек или сайтов. Это сопоставление рождает озарение. Это и есть эвристика.
Что касается эвристического диалога, то он основывается на познании нового с помощью вопросов. Это та система обучения, в которой ученик учится задавать вопросы, доказывать, отстаивать свою позицию, и в результате этого создает свое знание. Здесь источником вопроса является не учитель, а ученик.
Студент: Какую профессию сегодня Вы считаете наиболее перспективной?
А.Д. Король:
Скажу словами одного из авторов теории относительности Альберта Эйнштейна: «Если математический закон точен, то он не отражает действительности, а если он отражает действительность, то он не точен». Если говорить о том, какая профессия сегодня важна – это значит потерять эту профессию. Мир очень быстро меняется. Пока вы учитесь на первом курсе, приоритеты и предпочтения в профессии изменятся приблизительно пять раз.
Студент: Як Вы ставіцеся да выкладання прадметаў на беларускай мове?
А.Д. Король:
Добра стаўлюся. Но я буду отвечать на русском языке. Поскольку язык мышления неразрывно взаимосвязан с речью. Поэтому для того, чтобы ясно излагать свои мысли, я буду прибегать к тому языку, на котором общаюсь и привык мыслить. У нас в стране два государственных языка: русский и белорусский. Если студент выбирает обучение на белорусском языке – я двумя руками “за”. Для этого должны быть условия, созданию которых я готов содействовать.
Студент: Как Вы относитесь к тому, что студенты иностранных филологий должны обучаться в вузе пять лет, а не четыре года?
А.Д. Король:
Согласно действующим образовательным стандартам, которые утверждались еще в 2013 году, не для всех специальностей был определен 4-хлетний срок обучения. К ним относились и ряд специальностей филологического факультета: романо-германская филология, восточная филология, классическая филология. Однако в условиях перехода на двухлетнюю магистратуру, назрела необходимость внесения изменения в действующие стандарты. Уже ведется работа над внесением изменений в образовательные стандарты, типовые и учебные планы. Начиная с 2018 года по этим и другим специальностям обучение будет установлен срок обучения 4 года. С 5-тилетним сроком обучения останутся только специальности, связанные, как правило, с высоконаучными технологиями, направленными на инновационное развитие страны. Например, «химия лекарственных соединений», «ядерные физика и технологии», «фундаментальная химия» и некоторые другие.
Я считаю, что вы должны гордится тем, что, с одной стороны, у вас есть возможность в виде целого года приобрести еще больше профессиональных знаний и навыков, по сравнению с теми, кто учится четыре года. С другой стороны, никогда не нужно считать это неким обременением и упущенным временем. Пять лет и четыре года – это совершенно разное время, но если вы их проведете с пользой для своего образования и будущей работы – станете более конкурентным на рынке труда.
Студент: В этом году абитуриенты получили возможно сдавать четыре централизованных тестирования. Как Вы к этому относитесь? И как Вы оцениваете ЦТ и его систему в целом?
А.Д. Король:
Отношусь как к данности, которая, начиная с этого года, имеет право на существование. Что касается самого тестирования, то как педагог могу сказать, что все хорошо, при условии соответствия формы и содержания. Когда они гармоничны, тогда мы получаем достойные романы – в действительности признанные настоящими произведениями искусства. Когда произойдет какой-либо дисбаланс, то создать уникальное произведение не получится.
Идея рейтингования, ранжирования, тестирования пришла к нам из стран Запада и сегодня эта система применяется практически во всех странах. Впервые тестирование возникло в Чикагском университете. В последствии, как таковое оно было отменено. Сегодня без тестирования невозможно принятие решений ни одним работодателем относительно своего сотрудника. Мир идет по пути классификации и дифференцирования, определения, кто ты есть здесь и сейчас.
Система централизованного тестирования нужна. Но также необходимо работать и в плане улучшения, модернизации тестовых заданий. Они должны быть направлены не только на воспроизводство информации, но и на анализ, синтез, обобщение, творческие способности человека. В этом направлении работы очень много, и она активно ведется.
Студент: Являясь студенткой факультета радиофизики и компьютерных технологий, я общаюсь со многими студентами с других факультетов БГУ. Мне в научных целях очень интересно знать, чем они занимаются, как проходят их лекции, какие предметы они изучают. Возможен ли в рамках БГУ обмен студентами внутри факультетов?
А.Д. Король:
Безусловно, сделать сегодня какое-либо открытие, как на фоне исторических наук, так и лично для себя, невозможно, ограничившись лишь одной сферой. Оно происходит на стыке наук, там, где присутствует разнородность мыслей и содержания. Конечно же, я смотрю на это очень позитивно и, более того, приветствую создание интегральных учебных программ. Легче это сделать, безусловно, на второй ступени обучения, в магистратуре, но и на первой – это не исключено. И не потому, что я так хочу, а потому, что нас к этому подталкивает жизнь.

 

 03.10.2017 Ректор: о жизни, цели, ценности, космосе…

Студент: Большинство сидящих в зале – первокурсники. У нас есть какая-то цель, а может ее и нет. Мы еще не определились. Была ли у Вас цель во время Вашего обучения в университете? Если да, какая именно?
А.Д. Король:
На меня в свое время огромное влияние оказало творчество Эриха Фромма – социолога, психолога, философа, одного из выдающихся людей 20-го столетия. Рекомендую почитать его некоторые работы. Это «Искусство любить», «Бегство от свободы», «Иметь или быть». Еще в студенчестве я проникся фроммовской концепцией любить. И моя цель базируется именно на ней – плодотворно мыслить, любить, творить.
Студент: У каждого есть мечта. У некоторых она запредельная. Многие люди не верят в тебя, говорят, что у тебя ничего не получится. Иногда все так думают. Могут ли ошибаться все. Сразу?
А.Д. Король:
Я приведу примерные слова одного из семи древнегреческих мудрецов. В их числе Фалес Милецкий, Солон Афинский, Биант Приенский, Питтак Митиленский и другие. Так вот, один из них говорил, что большинство – это зло. Корни Вашего вопроса восходят к приращению небесной истории с земной. Как только человек стал объединяться в общество, тут же появились коммуникации, скорость жизни. Не секрет, чем больше напряженный ритм жизни человека, тем более черствым он становится. Это уже доказано психологами. Можно вспомнить знаменитый эксперимент Филиппа Зимбардо. Жизнь в больших городах приводит к снижению степени альтруизма, то есть способности помогать другим людям. Поэтому могут ли ошибаться все? Я бы сказал, что это очень глубокий вопрос. Браво за эту тему. Только что или кто «все»?
Студент: Общественное мнение…
А.Д.Король:
Общественное мнение очень часто манипулируемо, направляемо. Не секрет, что во многих трудах и восточных, и западных мыслителей, ученых, как раз отмечается противопоставление человека и истории. Габриель Тард – один из современных авторов теории «Что такое история?» примерно так говорил: «Что история – это столкновение кругов подражаний. Один человек подражает другому, а третий подражает первому. И от них исходят круги. Есть и другой источник подражания. От него тоже идут круги». Представим, когда мы бросаем два камня, круги начинают сталкиваться. Вот так и в обществе. Идет столкновение интересов и, как результат – появляются возмущения. А это войны, конфликты, человеческое несчастье. То есть сама история, и сам человек – совершенно два противоположных понятия с точки зрения гуманитарного знания.
Могут ли все ошибаться? С точки зрения современности, я наоборот считаю, что чем больше людей выскажет свою точку зрения, тем оно будет правильнее, достовернее.
С точки зрения философского и психологического знания, чем количественнее мнение, тем выше степень стереотипа.
Студент: Кто виноват в утрате жизненных ценностей в настоящее время?
А.Д. Король:
Вспомним философа Василия Васильевича Розанова. Выдающийся философ конца 19 начала 20 века, автора произведения «Павшие листья». Здесь описывается одна интереснейшая особенность, которую он отметил еще в свое время, путешествуя по странам Западной Европы. Постепенно женские качества и черты начинают, как сегодня бы сказали экономисты, девальвироваться. То есть женщина начинает становиться похожей на мужчину. Это мысль об однородности появляется уже в конце 19 века. К вопросу кто виноват? Виновата история, тот ритм коммуникации, жизни, который некоторыми называется прогрессом. Но это уже глубокая философия.
Студент: Как Вы считаете – должны ли навязываться или фиксироваться моральные ценности?
А.Д. Король:
В этой плоскости мое мнение совершенно однозначно. Ничего навязанного не должно быть. Более того, это абсолютное зло. Чем больше степень воздействия извне, тем меньше результат, меньше усвоенного. Это доказано психологами, педагогами, философами и уверен, естественниками тоже.
Студент: Нам часто говорят, что стоит задумываться о великом с той целью, чтобы не задумываться о мелочном. Быть более раскрепощенными, понимать, что наши мелкие действия, вроде слишком яркого проявления эмоций, не имеют значения.
Но, в тоже время, когда мы начинаем задумываться о великом, мы вспоминаем, что не только человек, но и вся наша планета мала, для того чтобы делать какую-либо разницу. Как найти эту середину и понять, что ты человек и можешь что-то сделать? Как не переусердствовать в этой мелочности?
А.Д. Король:
Очень сложно ответить на этот вопрос. На самом деле, как уловить это мгновение, если человек всегда находится в каком-то зазоре: здесь и сейчас, я как есть. А через мгновение – это уже другой человек. При этом надо оставаться личностью. Не просто личность, как социальная оболочка, как результат определенных общественных отношений. А, если вспомним значение этого слова в переводе, то личность обозначает «лик», «лицо», но не «личину». Поэтому, чтобы понять и узнать ответ, надо всегда уметь отличать «лицо» от «личины».
Студент: Если бы Вы получили возможность оставить все на земле и улететь в космос. Вы бы согласились? В смысле на космическом корабле, научном? Без возможности вернуться. Не собирать чемоданы. Ничего с собой не брать… Только Вы сам…
А.Д. Король:
Сложный вопрос… И вообще «с концами»? Собрать чемоданы? Меня так воспитали, что мне присуще, и я постоянно испытываю чувство ответственности за своих близких и родных. Но если всех дорогих мне людей можно было бы забрать, то такой корабль еще не построили, да и вряд ли когда-либо смогут.

 03.10.2017 Ректор о личном: детство, мечты, спорт, путешествия, малая родина, семейные традиции

Студент: Интересно узнать что-нибудь лично о Вас. Какие у Вас увлечения, хобби, чем занимаетесь в свободное от работы время?
А.Д. Король:
Если вы скажете, что такое свободное время, то я отвечу на этот вопрос (смеется). Люблю ничего не делать.
Студент: Каким персонажем в детстве Вы мечтали стать?
А.Д. Король:
Сказать, что я не читал в детстве сказок, было бы неправильно. Я, кстати, до сих пор с большой теплотой вспоминаю тот возраст и период, для которого характерны и близки сказки. Это великая вещь, с позиции психологии как науки. Сказка – тот элемент в жизни человека, без которого она будет неполноценна. Я не мечтал быть каким-то сказочным персонажем. Но я и не мечтал быть радиофизиком, такого героя в сказках просто нет. И как видите, жизнь распорядилась по-другому.
Студент: За какие жизненные ситуации Вам стыдно?
А.Д. Король:
Таких случаев было несколько. Первый – был связан со студенческими годами. Так получилось, что по предмету начертательной геометрии лекции и практические занятия вели разные преподаватели. На занятиях лектор меня выделял, так как я учился достаточно успешно, а практик меня совсем не знал. Экзамен у них проходил по известной системе: освобождался кто-то из преподавателей – студент шел к тому отвечать. Мне выпала сдача экзамена у лектора. Я только потом увидел, что такая же возможность была у одногруппника, который плохо учился. В результате – он не сдал. После этого случая меня мучили угрызения совести. Возможно, если бы я уступил ему – результат был бы другим.
Второй случай связан с работой учителем в школе. Один мой ученик был очень слабым и однажды я повысил на него голос. После того, как у меня наступило осознание ситуации, я попросил у него при всех извинения, что было позитивно воспринято. Никогда не бойтесь признавать свои ошибки и извиняться.
Студент: Как проходит утро ректора? Что Вы стараетесь делать, чтобы день прошел «на ура»?
А.Д. Король:
Стараюсь плодотворно мыслить, любить и творить. Утро проходит кошмарно, очень не хочется просыпаться (смеется). Я это делаю с трудом.
Студент: У всех людей есть грехи. Чем Вы грешите и какой порок Ваш любимый?
А.Д. Король:
Поскольку я человек верующий, то на этот вопрос я отвечу священнику.
Студент: Как Вы относитесь к спорту? Какой ваш любимый вид спорта? Ходили ли Вы на занятия по физкультуре в университете или прогуливали?
А.Д. Король:
Спорт люблю. Даже имею второй разряд по дзюдо, правда, юношеский. С этим видом спорта, возможно, у меня уже нет никаких перспектив, но, при желании, сейчас могу что-то вспомнить. Будучи студентом, занимался еще и легкой атлетикой.
Что касается прогулов. В свое время я учился в военном училище. Зарядка проходила таким образом: надевали сапоги, форму и бегали ежедневно по три километра. После нее шли на очень непростые занятия: философия, высшая математика. Не хотелось их посещать в той же форме. И я нашел выход: всегда оставался на уборку территории. Старался быстро ее завершить, после чего бегал по стадиону. Потом имел возможность сходить в душ, переодеться и уже в удовлетворении шел на занятия. Думаю, что это прогулом считать нельзя, но элемент спортивной модификации имел место.
Сейчас стараюсь больше двигаться, люблю плавание и, по возможности, несколько раз в неделю посещаю бассейн.
Студент: Скучаете ли Вы по Гродненскому государственному университету им. Я. Купалы и по самому городу?
А.Д. Король:
Для меня это до сих пор эмоционально трудно. Я сам гродненец. Там родился, закончил университет. Почти пять лет на посту ректора ГрГУ им. Я. Купалы. Все мои усилия за эти годы без остатка были вложены в то, чтобы университет стал другим. Но слова поддержки и поздравления, которые я получаю через социальные сети «Вконтакте», «Вайбере», «Фейсбуке» или посредством телефонных звонков от коллег, друзей, студентов и учеников дают понять, что плодотворен мой путь и не напрасны мои старания.
Студент: Какое Ваше любимое путешествие, страна?
А.Д. Король:
С точки зрения места, где было комфортно, то это «Ясная поляна» под Тулой. Там находится усадьба Льва Николаевича Толстого. Я под огромным впечатлением от посещения и знакомства с этим удивительным уголком России. Подобные эмоции испытал, посетив в 2014 году Израиль, точнее, его северную часть.
Студент: Семья – это надежный тыл человека. В каждой семье есть свои обычаи. Какие особенные традиции есть в Вашей семье?
А.Д. Король:
Святая наука – расслышать друг друга. Стараться всегда понимать друг друга, какие бы ни были эмоции и проблемы. А их хватает в жизни любого человека. Традиция – сказать вовремя «стоп» и начать диалог. И, конечно же, традиция – любить.
Студент: Когда Вы в последний раз посещали какой-либо музей в Беларуси?
А.Д. Король:
Музей в городе Гродно 4 сентября.
Студент: Какие СМИ читаете? Каким доверяете? Печатные, аудиовизуальные или интернет-ресурсы?
А.Д. Король:
СМИ читаю абсолютно разные. Наше ведущее информационное агентство БЕЛТА, Советскую Белоруссию. 
Студент: Вы постоянно используете цитаты. Скажите, Вы их специально заучиваете или это просто хорошая память? Вы цитируете только те, которые Вам нравятся?
А.Д. Король
: Я добавлю в копилку еще одну цитату: «Один воистину прав благодаря своему незнанию, другой благодаря своей забывчивости» (улыбается).

 03.10.2017 Советы от ректора БГУ

Студент: Мы студенты 1 курса столкнулись с новым ритмом жизни. У Вас, как ректора, тоже много обязанностей, дел. Есть ли у Вас секреты по организации времени? Как у Вас получается всё успевать?
А.Д. Король:
Я изучаю тайм-менеджмент. Модное и актуальное слово. Секрет, прежде всего – это повышенное требование к себе. Видеть границы и преодолевать их. А если этого нет, наступает вереница проблем.
Студент: Любите ли Вы путешествовать? Куда бы посоветовали съездить каждому белорусу, студенту БГУ?
А.Д. Король:
В первую очередь стоит посетить значимые места Беларуси. Каждая область имеет свою изюминку, свою душу. Путешествие – это отчасти и образование. Это не моя мысль. Когда мы встречаемся с совершенно новым колоритом, о котором в книжках не пишут, а нужно атмосферу прочувствовать, мы тоже образовываемся. Замки, костелы, церкви, маленькие заброшенные деревни – это стоит увидеть. Всегда надо начинать со своего, родного и близкого.
В свое время я выступал в качестве члена жюри и соорганизатора международной олимпиады по обществоведению, проверял некоторые работы. В одном творческом задании требовалась использовать свой опыт, знания, дать оригинальный ответ. Далее была рефлексия, послесловие. Мне понравился ответ одной ученицы: «Сократ был прав, все ответы внутри нас». Поэтому, в первую очередь, я хочу посоветовать посетить замечательные места нашей страны. Если вы затронули Гродненскую область, то хочу отметить, что совсем недавно она приняла 30 000 туриста. Этому способствовало и открытие безвизового посещения страны.
А если брать зарубежные страны, то мне нравится Восток. Но я никому не хочу навязывать свое мнение.
Студент: На протяжении встречи Вы цитируете каких-либо авторов. А есть ли у Вас любимый автор или книга, которую могли бы посоветовать прочитать всем присутствующим в этом зале?
А.Д. Король:
Это как в том анекдоте: «Во валит профессор на экзамене!». Не думал об этом. У меня есть несколько любимых произведений. Критерий «любимости» – это частота взятия книжки в руку: вечером или даже утром. Честно говоря, мне нравится поэзия. В частности, Борис Пастернак, особенно его поздние произведения. Могу посоветовать прочитать Сэй-Сёнагон, японская писательница эпохи Хэйан. Одна из родоначальниц стиля дзуйхицу, дословно – «следуя кисти», в японской литературе. В ее произведении «Записки у изголовья» написано много актуального для нашей современности, хоть она жила в 10 веке. Это если говорить о топовых вещах.
Студент: Вы говорили о нахождении и преодолении границ. Какими еще пользуетесь правилами, принципами, пунктами по правильному использованию времени? Как добиться такого высокого поста?
А.Д. Король:
Если честно, никаких специальных аксиом и теорем я не знаю. Может, если бы знал, то ничего не получилось. По жестко прописанным правилам ничего не сделаешь. Потому что любой шаблон – это уже некий коридор, норма поведения, действий, правил. Я уже говорил, если все люди станут шаблонными, то и история будет свистеть, как пуля у виска. И человека там не будет. Пастернак как раз писал: «Я человека потерял с тех пор, как всеми он потерян». И правил как таковых нет. Другое дело, что ты должен не терять из виду собственные жизненные принципы. Они есть у каждого. И на них надо опираться.
Студент: Хотели бы услышать от Вас напутственные слова, которые мы бы цитировали после конференции.
А.Д. Король:
Проживите жизнь как судьбу.
Студент: Дайте нам первокурсникам и всем студентам совет по организации учебного и внеучебного времени. На что надо обращать внимание? Каких ошибок не стоит допускать?
А.Д. Король:
В данном случае, как гласит наука об образовании и педагогике, бойтесь брать чужое. Чужого брать нельзя, родители многих, наверное, так учат. Не бывает в жизни готовых алгоритмов и рецептов, всегда есть ситуации неопределенности. Или злоупотреблю еще одной цитатой: «Полученное от других непременно потеряется. А тот, кто привязан к чужим словам и ищет ответ в толкованиях, подобен глупцу, который хочет палкой сбить луну с неба или почесать мозоль, не снимая туфли».
Студент: Что делать, когда человек понимает, что вроде всего добился: есть семья, деньги. А дальше что? Как это пережить?
А.Д. Король:
Каждый человек принимает свое решение. И это связано не только с тем, что всего добился и якобы все имеешь. Нет таких людей. Как правило, чем больше денег, тем больше их не хватает. Это известные вещи. Никогда не теряйте те жизнеутверждающие собственные принципы, которые у вас есть. Если вы их не знаете, значит их надо найти. Определите свою миссию и предназначение в этом мире. И тогда жить станет гораздо легче.
Студент: Вы недавно сказали, что у нас есть множество возможностей. Но время в университете пролетит быстро. С чего нам стоит начать, чтобы охватить все наши возможности?
А.Д. Король: Попытаться ответить на вопрос «Кто я есть?».