Версія для людзей са слабым зрокам
Рус Бел Eng De Cn Es
Фурманов Игорь Александрович

Заведующий кафедрой                     Фурманов И.А.
доктор психологических наук, профессор

   Научная биография:

Родился 27 февраля 1960 в г. Запорожье (Украина).

В 1981 году закончил педагогический факультет Белорусского государственного орденоносного инсти­тута физической культуры.

Фурманов И.А.

В 1986 году закончил аспирантуру Государственного центрального орденонос­ного института физической культуры па специальности "Психология спорта".

В 1986 году получил ученую степень кандидата психологических наук после защиты диссертации на тему "Содержание и динамика мотивов командной игровой деятельности спортсменов" в Институте психологии Академии наук СССР.

В 1998 году получил ученую степень доктора психологических наук после защиты диссертации на тему "Психологические основы диагностики и кор­рекции нарушений поведения на подростковом и юношеском этапах онтогенеза" в Белорусском госу­дарственном педагогическом университете имени Максима Танка.

Профессор психологии с 2003 года.

В период с 1986 по 2000 годы работал младшим, старшим научным сотрудником в различных научно-исследовательских учреждениях г. Минска, заведующим лабораторией практической психологии, заведующим отделением психологии, заместителем директора по научной работе в Национальном институте образования. С 2000 по 2005 г.г. заведующий кафедрой психологии Белорусского государствен­ного университета, с 2005 г. – профессор кафедры психологии, с 2009 г. – заве­дующий кафедрой психологии. Также является профессором кафедры психологии Академии последипломного образования, профессором кафедры прикладной психологии Белорусского государственного педагогического универси­тета, кафедры психологии и педагогики РИВШ БГУ.

Являлся делегатом Первого съезда учителей Республики Беларусь (1997 г.), обладателем стипендии Президента Республики Беларусь деятелям науки, образова­ния, культуры, здравоохранения и талантливым молодым ученым (2002 г.), победи­те­лем конкурса на установление персональной надбавки за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие республики (2006 г.).

Награжден грамотами Минобразования Республики Беларусь, Национального института образования, Белгосуниверситета.

И.А. Фурманов имеет 204 печатных научных работы, из них 7 научных моногра­фий, 1 учебник, 2 учебных пособия, 10 методических и 1 учебно-методическое посо­бие, 4 методических рекомендаций, 3 курсов лекций, 8 учебных программ и 2 программно-методических комплексов, 95 научных статей в отечественных и зарубежных журналах.

Под его руководством защищено 8 кандидатских диссертации (А.А  Аладьин, И.А. Погодин, Г.А. Бутрим, В.Н. Кивайко, Н.В. Кухтова, Е.А. Трухан, В.А. Маглыш, О.Л. Шибко).

Возглавлял рабочую группу по разработке Государственной программы развития социально-гуманитарных наук по направлению "Психология" (2003 г.), являлся одним из разработчиков Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (1998 г.)

Возглавляет секцию по психологии Учебно-методического объединения (УМО) вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию, а также секцию по психологии и педагогике Центра учебно-методической книги в сфере высшего и среднего специального образования. Член Республиканского совета по координации фундаментальных научных исследований в области психолого-педагогических наук при Министерстве образования Республики Беларусь (с 2006 г.)

Член редколлегии журналов "Психологический журнал", "Вестник БГУ, Серия 3", "Философия и социальные науки", "Психология", "Психотерапия и клиническая психология", "Пазашкольнае выхаванне".

Член Американской ассоциации исправительной и судебной психологии (с 2005 г.), Украинской ассоциации организационных психологов и психологов труда (с 2004 г.), Международного общества по предупреждению насилия и пренебре­жения детьми (с 2006 г.).

В разное время был Председателем Совета К 02.23.01 по психологическим наукам при Национальном институте образования, заместителем председателя Со­вета Д 02.01.19 по психолого-педагогическим наукам при БГУ, членом Совета Д 02.21.04 по психологическим наукам при БГПУ им. М. Танка, в настоящий момент является членом Совета К 02.21.01 по психологическим наукам при БГПУ им. М. Танка.

В настоящее время Председатель Совета по защите диссертаций Д 02.21.05 по психологическим наукам, созданном при БГУ.

   Научные интересы:

ü  Психологические проблемы человеческого поведения.
ü  Психологические и социально-психологические проблемы адаптации.
ü  Психологические и социально-психологические проблемы агрессивного поведения.
ü  Диагностика и психологическая коррекция нарушений личностного развития и поведения детей, подростков и взрослых.
ü  Психологические механизмы регуляции мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер личности детей и подростков.
ü  Психологические проблемы семьи и детско-родительских отношений.

 


Министерство образования Республики Беларусь

  1. Методологические и методические принципы психолого-педагогической диагностики учащихся разных возрастных групп (1991-1993, финансирование Минобразования).
  2. Разработка положений об областной и городской службе социально-психоло­гической помощи и поддержки молодежи и молодой семьи (1993 г., финанси­рование Минобразования).
  3. Психопрофилактика и коррекция деструктивного поведения школьников (1994-1996 г.г., финансирование Минобразования).
  4. Научно-практические основы внешкольной психолого-педагогической помощи учащимся с отклонениями в социальном развитии (1994-1996, финансирование Минобразования).
  5. Психолого-педагогические основы социального воспитания (1995-1999 г.г., финанси­рование Минобразования).
  6. Разработать психокоррекционные программы и организационно-методическое обеспе­чение психологической помощи детям с отклонениями в поведении и развитии (1997-2000 г.г., финансирование Минобразования).
  7. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в спецучреждениях системы образования"(1997-2000 г.г., финансирование Минобразования).
  8. Методологические и теоретические проблемы психологии семьи (2000-2002 г.г., финансирование Минобразования).

 

Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований

  1. Психологические проблемы адаптации вынужденных мигрантов на территории Республики Беларусь и пути их коррекции (2005-2007 г.г., Грант конкурса проектов фундаментальных поисковых исследований "НАУКА-2005").

 

Государственные программы

  1. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция поведения и личност­ного развития детей в условиях школьного и семейного воспитания (1991-1995 г.г.) в Государственной программе "Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на ЧАЭС".
  2. Мониторинг психосоциального статуса и разработка эффективных методик психологи­ческой реабилитации пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС (1996-2000 г.г.) в Государственной программе ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы на 1996-2000 годы.
  3. Мониторинг психического состояния детей, проживающих на загрязненных территориях, в процессе оздоровления в Президентской программе "Дети Беларуси" (подпрограмма "Дети Чернобыля") (2000 г.).
  4. Разработать учебно-методическое обеспечение преподавания в вузах дисциплины "Общая психология" для специальности Е 1-230104 - Психология (2004-2005 г.г.) в Государственной программе развития социально-гуманитар­ных наук на 2003-2005 годы.
  5. Разработать научно-методическое основы стандартизации психологического образова­ния для специальности Е 1-230104 - Психология (2005 г.) в Госу­дарственной программе развития социально-гуманитарных наук на 2003-2005 годы.
  6. Отношение личности к экономическим инновациям (2006-2010 г.г.) в Госу­дарственной программе прикладных научных исследований на 2006-2010 годы "Экономика и общество".
  7. Исследование психологических особенностей, анализ причин, последствий и профилактика агрессивного взаимодействия в современных социальных отношениях, обеспечивающих безопасность Республики Беларусь в полити­ческой и гуманитарной сферах (2006-2010 г.г.) в Государственной программе прикладных научных исследований на 2006-2010 годы "Национальная безопасность".
  8. Исследовать состояние противоправного поведения несовершеннолетних в Республике Беларусь, разработать научное сопровождение социальной и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонаруши­телей, а также концептуальные подходы к прогнозированию противоправного поведения несовершеннолетних (2006-2010 г.г.) в Государственной программе "Дети Беларуси" Подпрограмма "Дети и закон. Воспитание личности" на 2006-2010 г.г.
  9. Разработать и внедрить в учреждениях системы образования, труда и социаль­ной защиты, обороны, внутренних дел, культуры, работающих с семьями, детьми и молодежью образовательно-воспитательные программы (курсы по выбору, факульта­тивы) и их методическое обеспечение по профилактике насилия в семье, коллективе, обществе и формированию навыков ненасильст­венного разрешения конфликтов" в Президентской программе "Дети Беларуси" (подпрограмма "Социальная защита семьи и детей") (2008 г.).

 

Проекты ЮНИСЕФ

  1. Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь под эгидой ЮНЕСКО (2007-2008 г.г.).

 


Научные публикации

Научные монографии

   ♦  Агрессивность и ее проявления в детском возрасте. – Минск, 1994. – 24 с.

   ♦  Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.

   ♦  Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. – Минск: НИО, 1997. – 198 с.

   ♦  Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – Минск: Тесей, 1999. – 224 с. (соавтары Аладьин А.А., Фурманова Н.В.).

   ♦  Психологическая особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Минск: Тесей, 1999. – 160 с. (соавторы Аладьин А.А., Фурманова Н.В.).

   ♦  Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: книга для психологов. – Мн.: Тесей, 2007. – 320 с. (соавтары Аладьин А.А., Фурманова Н.В.).

   ♦  Агрессия и насилие: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 480 с.

 

Учебная литература

Учебники, учебные и методические пособия, курсы лекций

   Психолого-педагогическое обеспечение индивидуальной работы по предупреж­дению асоциального поведения учащихся профтехучилищ: Методическое пособие. – Минск, 1991. – 104 с. (соавтары Пергаменщик Л.А., Аладьин А.А., Отчик С.В.)
   Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе: Методическое пособие. – Минск, 1991. – 154 с. (соавтары Пергаменщик Л.А., Аладьин А.А., Отчик С.В.)
   Педагогу о взаимодействии с учащимся в воспитательном процессе: Методическое пособие. – Минск, 1993. – 60 с. (соавтор Аладьин А.А.)
   Психодиагностика и психокоррекция личности: Учебно-методическое пособие. – Минск: Народная асвета, 1998. – 60 с. (соавтор Пергаменщик Л.А.).
   Психология общения в учебно-педагогическом процессе. – Мн.: Технология, 2000. – 100 с. (соавторы Аладьин А.А., Амелишко Е.М.).
   Психологические проблемы материнства и детства: раннее выявление и профи­лактика / Методическое пособие. – Калининград: ФГУИПП "Янтар. сказ", 2001. – 80 с. (соавтор Воронцова Н.Н.)
   Социально-психологические проблемы поведения. Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2001. – 88 с.
   Психология. Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1. / Под общ. ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дич­ковской, Л.А. Вайнштейна. – Мн.: БГУ, 2002. – 170 с.
   Общая психология. Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1. – Мн.: БГУ, 2003. – 156 с. (рекомен­довано Редакционно-издательским советом БГУ)
   Основы групповой психотерапии: Учебное пособие. – Мн.: Тессей, 2004. – 256 с. (Допущено Минобразования РБ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений психологических специальностей) (соавтор Фурманова Н.В.)
   Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 351 с.
   Психология депривированного ребенка: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с. (соавтор Фурманова Н.В.)
   Если вы решили усыновить ребенка: Пособие для руководителей учреждений образования, социальных педагогов, специалистов социально-педагогических центров и социальных приютов, приемных родителей / Под общ. ред. И.А. Фур­манова. – Мн.: ООО "Мэджик Бук", 2004. – 168 с. (Рекомендовано ЦУКиСО НИО) (соавторы Маглыш В.А., Смагина Л.И., Аладьин А.А.)
   Общая психология: Учебное пособие. – Мн.: Тессей, 2005. – 368 с. (Допущено Минобразования РБ в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования) (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А, Трухан Е.А.)
   Психология: Пособие для студентов БГУ, обучающихся по спец. гуманит. и естественнонауч. профиля / И.А. Фурманов [и др.] ; под общ. ред. И.А. Фурманова. – Минск: БГУ, 2007. – 259 с.
   Общая психология Учебник. – Минск: Соврем. шк., 2009. – 512 с. (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.)

 

Учебные программы, учебно-методические комплексы

   Современные психологические теории нарушений поведения у детей и подрост­ков: Учебная программа: Психология / Сб. программ учебных дисциплин. – Ч. 2. – Минск: БГПУ, 1998. С. 97-112.
   Основы групповой психотерапии: Программно-методический комплекс для сту­дентов вечерней и заочной форм обучения. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 12 с. (соавтор Фурманова Н.В.)
   Основы психологии и педагогики: Учебная программа для высших учебных заведений. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 20 с. (Утверждена Министерством образова­ния РБ 19.11.2000, Рег. № ТД-88/тип) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)
   Педагогика и психология высшей школы: Учебная программа для высших учебных заведений. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 20 с. (Утверждена Министерством образо­вания РБ 11.07.2003, Рег. № ТД-287/тип) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)
   Основы групповой психотерапии: Программно-методический комплекс для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения. – Мн.: БГПУ, 2003. – 17 с. (соавтор Фурманова Н.В.)
   Психология детей с нарушениями поведения: Программно-методический комплекс для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения. – Мн.: БГПУ, 2003. – 24 с.
   Основы психологии и педагогики: Учебная программа для высших учебных заве­дений. – Мн.: РИВШ БГУ, 2007. – 56 с. (Утверждена Министерством образова­ния РБ 05.08.2007, Рег. № ТД-СГ.006/тип.) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)
   Общая психология: Учебная программа для студентов, обучающихся по спе­циальности 1-23 01 04 "Психология". – Мн.: БГУ, 2008. – 22 с. (Утверждена Ми­нистерством образования РБ 28.12.2007, Рег. № ТД-Е.055/тип.) (соавторы Вайн­штейн Л.А., Поликарпов В.А.)

 


)
© Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт
Пры капіяванні матэрыялаў спасылка на сайт абавязковая. Ўсе правы абаронены.