Версія для людзей са слабым зрокам
Рус Бел Eng De Cn Es
Слепович Елена Самойловна

Слепович Е.С.
доктор психологических наук, профессор

   Научная биография:

Слепович Е.С.

Елена Самойловна Слепович (1951 г. р.) является самым крупным исследователем в сфере специальной психологии на территории Беларуси и одним из крупнейших – на территории постсоветского простран­ства. За время своей профессиональной деятельности ею было опубликовано более 150 работ. Из них большая часть посвящена исследованиям детей с отклонениями в психофизическом развитии. Наиболее значительная монография «Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития» (1990) была издана не только на русском языке, но и по инициативе зарубежных коллег переведена на японский.

Если попытаться в целом охарактеризовать направ­ление научных исследований Слепович Е.С., то можно говорить о том, что, продолжая логику работ, сделан­ных в рамках советской психологии – Л.С. Вы­готским, А.Р. Лурия, В.И. Лубовским, В.Г. Петровой, Е.Ю. Артемье­вой и мн. др. – она разрабатывает пробле­матику прак­тики психологической помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии.

Слепович Е.С. стоит у истоков создания первых в Республике образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития. Однако линия научных исследований далеко не единственная, а возможно и не самая главная, в профессиональной биографии Елены Самойловны. Очень многое было ею сделано и делается для создания в Республике своей научной школы в сфере специальной психологии. Уже сейчас подготовлено 6 кандидатов наук. Несколько ее учеников стали лауреатами международных и республиканских конкурсов научных работ, многие работают практикующими психологами с детьми с отклонениями в развитии.

В 1972 г. Слепович Е.С. оканчивает с отличием Белорусский государственный педагоги­ческий институт им. М. Горького по специальности учитель-логопед вспомогательной школы. После этого она по распределению три года работает заведующей логопедического кабинета в г. Молодечно. Параллельно она готовится к вступительным экзаменам в аспирантуру. Уже в этот период у Елены Самойловны проявляется интерес к детям с речевыми и интел­лектуальными нарушениями и уже тогда сформировалось особое пристрастное к ним отношение. Это отношение не было просто исследовательским интересом ученого. Скорее его можно охарактеризовать как личное участие, как то, что позволяет воспринимать ребенка как самоценное существо вне зависимости от его способностей. В своих поздних работах Елена Самойловна назвала такое отношение словами Р. Киплинга «Мы с тобой одной крови: ты и я».

По совету К.Г. Ермиловой Слепович Е.С. едет поступать в аспирантуру Института дефектологии академии педагогических наук в Москве на специальность специальная педагогика. Однако В.И. Лубовский предлагает ей поступать не на педагогику, а на специальную психологию. Для этого требовалось сдавать не вступительные, а сразу кандидатские экзамены в приемной комиссии, в которую входили Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозова и другие виднейшие психологи.

Спустя 2 года и 1 месяц в 1978 г. Елена Самойловна защищает кандидатскую диссертацию по теме «Активная речь дошкольников с задержкой психического развития». Диссертация была высоко оценена не только специальными психологами и дефектологами, но и психолинг­вистами. За время обучения в аспирантуре Елена Самойловна прослушала курсы психологии у таких виднейших советских психологов как А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия.

После возвращения в Минск Елена Самойловна работает в Национальном институте образования по 1986 г. За это время она занимается изучением детей с задержкой психического развития и во многом благодаря ей в Республике открываются школы, работающие по специальным программам для таких детей. Также впервые в Республике была открыта экспериментальная группа для детей с задержкой психического развития на базе 235 детского сада г. Минска. В этот период был проведен ряд крупнейших исследований игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития, на основании которых разрабатывались психокоррекционные программы.

С 1986 по 1990 гг. Елена Самойловна работает на кафедре олигофренопедагогики дефектологического факультета Белорусского государственного педагогического института. Позже она переходит на факультет переподготовки.

По сути дела, Е.С. Слепович начала создавать особое направление психологических исследований, в котором специальная психология трактовалась как психологическая практика работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии.

В 1994 г. в Москве происходит защита докторской диссертации по совокупности опубликованных Еленой Самойловной трудов на тему «Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте».

После защиты докторской в жизни Елены Самойловны наступает новый период. Этот период связан с поступлением на работу в БГУ на кафедру психологии и созданием собственной научной школы и подготовкой учеников. Она является руководителем научной школы в области психологии детей с особенностями психофизического развития (19.00.10 – коррекционная психология). Под ее руководством за этот период было защищено 6 кандидатских диссертации (А.И. Гаурилюс, Е.А. Винникова, А.М. Поляков, Т.И. Гаврилко, А.А. Давидович, Д.Г. Дьяков). Многие ученики работают в сфере психологической практики помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии.

В БГУ Слепович Е.С. читаются на отделении психологии курс «Специальная психоло­гия» (объем 68 часов) и спецкурс «Психодиагностика и психокоррекция аномального развития ребенка» (34 часа), а также на отделениях философии и социологии курс «Психология» (68 часов).

Особо хочется обратить внимание на лекции, семинарские и лабораторные занятия, которые проводит Елена Самойловна. Само за себя говорит то, что на ее занятия часто приходят не только студенты, но и те, кто уже давно закончил учебу и работает с детьми, имеющими отклонения в развитии, и даже просто родители, заинтересованные в развитии своих детей. Елена Самойловна один из немногих даже на территории постсоветского пространства специалистов, которые проводят лабораторные занятия «в живую», показывая и обсуждая свою работу с ребенком.

Слепович Е.С. является соавтором типовых программ «Психология развития» и «Специальная психология».

Слепович Е.С. осуществлялось руководство проектом, финансируемым Министерством образования РБ «Теоретические основания университетской подготовки психологов к практике коррекционной работы» (сроки выполнения 2004-2006 гг., № госрегистрации 20041250), выполняемым в рамках отраслевой научно-технической программы «Образование и здоровье». В результате исследования были выявлены образовательные условия и содержание университетской подготовки психологов к практике работы с ребенком, имеющим отклонения в психофизическом развитии. Результаты нашли отражение в научных и учебно-методических работах.

Кроме того, с 2006 г. Слепович Е.С. начала руководить проектом, «Психология здоровья: теория и практика» (сроки выполнения 2006-2010 гг., № госрегистрации 20061274). По теме «Психология здоровья: теория и практика» получены и опубликованы результаты исследований, отражающих результаты теоретико-методологического анализа основных положений психологии здоровья и концепций здорового образа жизни. Результаты теоретических и эмпирических исследований нашли свое применение при создании учебных пособий, курсов лекций, учебно-методических комплексов.

Слепович Е.С. стала лауреатом конкурса на выдвижение кандидатур на установление персональных надбавок за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие республики специалистам и руководителям финансируемых из бюджета и пользующихся государст­венными дотациями организаций образования (Основание: Указ Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2004 г. № 571 «О совершенствовании стимулирования труда в сфере здравоохранения, науки, культуры и образования…»).

Слепович Е.С. награждена грамотой БГУ (30 октября 2006 г., № 225).

Слепович Е.С. награждена дипломом российского научно-методического журнала «Дефектология» «за подготовку нового поколения авторов из Республики Беларусь» (июнь, 2008 г.).

 

   Научные и прикладные интересы:

по отраслям: специальная психология, педагогическая психология, психология развития.

по предмету: игровая деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, дифференциальная диагностика отклонений в психофизическом развитии, психологическая структура задержки психического развития, аномальный ребенок в структуре семьи, практика психологической помощи детям, имеющим легкие отклонения в психофизическом развитии, подготовка психологов к работе с детьми с особенностями психофизического развития.

 


Основные публикации

Название Вид работы Выходные данные Объем
(в стр.)
Соавторы
(не более 5)
1 Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития Статья Дефектология, 1981, №1 0,6  
2 Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития Статья Генетические проб­лемы социальной психологии. Минск: Университетское, 1985 0,5  
3 Становление сюжетно-ролевой игры как совмест­ной деятельности у дош­кольников с задержкой психического развития Статья Дефектология, 1988, №6 0,8 Харин С.С.
4 Игровая деятельность детей-дошкольников с задержкой психического развития Монография М.: Педагогика, 1990 5,0  
5 Дидактическое взаимо­дей­ствие детей с одинако­выми и разными уровнями интеллектуального разви­тия в ходе совместной продуктивной деятель­ности. Статья Дефектология, 1990, №5 0,6 Харин С.С.
6 Ребенок с задержкой психического развития: психологический портрет Методическое пособие Минск, 1996 0,4  
7 Становление моральной регуляции поведения у детей с задержкой психического развития Статья Дефектология, 1999, №1 0,7 Винникова Е.А.
8 Размышления специалиста об авторской практике «Психология ребенка с аномальным развитием» Статья Образовательные практики: ампли­фикация марги­нальности. Минск: БГУ, 2000 0,8  
9 Психологическая структура задержки психического развития церебрально-органического генеза Статья Избранные научные труды Белорусского государственного университета. Минск: БГУ, 2001 0,8  
10 Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития Статья Психология детей с задержкой психи­ческого развития. Хрестоматия. СПб, 2003 1  
11 Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития Статья История психологии в Беларуси: Хрестоматия. – Мн., 2004. – С. 276-286. 1  
12 Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития Статья История психологии в Беларуси: Хрестоматия. – Мн., 2004. – С. 286-293. 0,8  
13 Позиционирование как механизм воображения у детей в норме и при отклонениях в психофи­зическом развитии Статья Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр. Вып. 6 / Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка. – Мн.: БГПУ, 2005. - С. 223-229. 7/3,5 Поляков А.М.
14 Анализ ситуации в области оказания услуг детям с особенностями психофизи­ческого развития раннего возраста Брошюра Развитие детей в раннем возрасте. Ситуационный анализ. – Мн.: Детский Фонд ООН, 2006. - С. 86-96. 11/5,5 Поляков А.М.
15 Работа с детьми с интел­лектуальной недоста­точностью. Практика специальной психологии Монография СПб.: Речь, 2008. – 247 с. 247/123 Поляков А.М.

 

)
© Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт
Пры капіяванні матэрыялаў спасылка на сайт абавязковая. Ўсе правы абаронены.